<< ПРЕДЫДУЩЕЕ ( ТРЕТЬЕ ) ПОКОЛЕНИЕ ПРИСТАВОК
>> СЛЕДУЮЩЕЕ ( ПЯТОЕ ) ПОКОЛЕНИЕ ПРИСТАВОК
С чего бы начать этот пост... Пожалуй так...
Первое поколение консолей показало, что дома можно играть.
Второе поколение показало, что играть можно дома, да ещё и с комфортом.
Третье поколение позволило прогреметь
Nintendo с её приставкой на весь мир... На очереди у нас очередное,
четвёртое по счёту, поколение...
По новой традиции это поколение именуют 16-битной эпохой. Начинается оно в 1987-м году выпуском первой 16-битной приставки
PC Engine\TurboGrafx-16 от
NEC, а заканчивается... Если судить по битности, то заканчивается оно в 1993-м, с началом продаж консолей пятого (32-битного) поколения. Если же судить по производству консолей и аксессуаров, то длительность поколения можно продлить ещё на годик. Именно в этом поколении компании широко используют возможности расширения изначальных мощностей своих приставок, выпуская аддоны к ним. Например, TurboGrafx-CD от NEC,
Mega-CD\Sega CD от
Sega.
Итак... Точка отсчёта – 30-е октября 1987-го года. Именно в этот день в Японии выходит PC Engine - первая 16-битная консоль. Она является продуктом сотрудничества Hudson Soft, которая вдобавок придумала для неё носители - ХаКарты, и NEC, взявшей на себя всю основную работу по раскрутке системы. Несмотря на то, что NEC были первыми, приставка получила более-менее обширное распространение только в Японии, причём не в последней степени засчёт игр "для взрослых". А основная борьба в поколении разворачивается между Sega с её
Mega Drive\Genesis и Nintendo с её
Super Famicom\SNES.
1988-й год. Практически через год после выпуска PC Engine, появляется первый конкурент - Mega Drive от Sega. Сердцем приставки был знаменитый
процессор Motorola 68000, который и по сей день используется в производстве. Сейчас может показаться удивительным, но на старте продаж у фирмы не было официального талисмана. Знаменитый синий ёж Соник появился лишь в конце 1991-го года в игре
Sonic The Hedgehog. В этом же году выходит первый аддон к приставке от NEC - TurboGrafx-CD, добавляющий возможность играть в игры на
CD. Следует сказать, что на дисках выходили как абсолютно новые игры, так и расширенные издания игр, ранее выпущенных на картриджах и ХаКартах.
1989-й год становится хорошим годом для северной америки) Во-первых, NEC выходит на североамериканский рынок, переименовав PC Engine в TurboGrafx-16 и немного изменив форму консоли. А также выпускает SuperGrafx - улучшенный вариант TurboGrafx-16, выходивший только в Японии и не получивший широкого распространения. Возможно из-за того, что к нему было выпущено всего семь игр. Во-вторых, Sega тоже выходит на рынок северной америки, переименовав свою приставку в Genesis, чтобы избежать каких-то проблем с авторскими правами.
1990-й год. Тут уже радость для Европы - и NEC и Sega запускают официальные продажи своих приставок в Европе. Помимо приставок от этих двух фирм, в Японии наконец-то появляется ещё один конкурент - Super Famicom. И именно между Super Famicom\SNES и Mega Drive\Genesis разворачивается очередной виток действа, названного впоследствии консольными войнами, но
об этом ниже. Nintendo идёт проторенной тропой и во второй раз заключает соглашение с компанией
Sharp на выпуск моноблока, состоящего из
телевизора Sharp и приставки Super Famicom. Обещалось улучшенное качество картинки и звука, по сравнению с другими вариантами.
И именно в этом году компания SNK Playmore пытается выйти на рынок видеоигр со своей системой NEO GEO. Neo Geo MVS выпускается для стационарных игровых автоматов, а Neo Geo AES создаётся как домашняя игровая система на
картриджах.
В 1991м году Sega, решив не отставать от NEC, выпускает свой приставочный аддон - Sega CD\Mega CD, который подключается к Mega Drive\Genesis и позволяет запускать игры с компакт дисков. Помимо этого он давал возможность смотреть
фильмы и использовать диски для караоке. В свою очередь NEC решает объединить свою приставку с аддоном и выпускает их вместе в виде PC Engine Duo\TurboDuo.
В 1992-м году все ненадолго затихают, только SNES отправляется покорять Европу. Ну ещё выходит мегараритетная приставка с
286-м процессором и предтечей Windows CE на борту - Memorex\Tandy VIS.
1993/1994-й года знаменуют собой закат четвёртого поколения... Nintendo представляет систему Satellaview -
модем, через который загружались игровые новости и некоторые, специально переработанные, игры. Выходит Sega Mega Drive II, отличающаяся от предшественницы в основном косметически. Так же Sega выводит на рынок Sega Multi-Mega\CDX - объединённые Mega Drive\Genesis и Mega CD\Sega CD, Sega 32X - аддон, для которого создавалась своя библиотека 32-битных игр, Sega Pico - приставка, нацеленная на детей младшего школьного возраста с большим уклоном в обучающие игры. SNK тоже пытается уйти от картриджевых носителей и выпускает Neo-Geo CD. А ещё, именно в этом году появляется первая рейтинговая система для видеоигр - Videogame Rating Council (VRC).
Несмотря на начало производства консолей пятого поколения и "конец" четвёртого, происходит ещё несколько интересных вещей. Тайваньская фирма Funtech в 1995-м выпускает свою приставку Super A'can на базе Motorola 68000 с целыми 12-ю играми. Sega в 1998-м выпускает Mega Drive III\Genesis 3 - бюджетный вариант своей приставки. Nintendo в 1997-м запускает SNES 2\Super Famicom Jr. - так же облегчённые версии своих приставок, а так же планирует но отменяет свой CD-аддон.
Консольные войны
По сути, это конкурентная борьба между производителями за место под солнцем. В консольном мире первая явная и значимая война была ещё в 8-битную эпоху (третье поколение) между Nintendo с Famicom\NES, Sega с Master System и Atari с 7800. Nintendo победила с результатом в 62 миллиона проданных приставок, оставив обоих конкурентов довольствоваться десятью процентами рынка.
В четвёртом поколении такая борьба развернулась между теми же основными противниками. Со стороны Nintendo в бой вступает SNES, со стороны Sega - Sega Genesis. Sega начинает, выпустив свою приставку на два года раньше. Поскольку североамериканский рынок в то время был "занят" 8-битной NES, то Sega удаётся довольно быстро обойти конкурента. Так же этому способствовала агрессивная реклама и закупка лицензий на практически все известные виды спорта, по которым выпускаются неплохие симуляторы. Продажи приставок вырастаются ещё выше, когда в обойме появляется талисман Сеги - Соник. Однако к этому моменту Nintendo всё-таки решает перейти в 16-битный формат, поэтому итог противостояния в Америке - примерно 60% рынка остаётся у Sega, а где-то 35% - у Nintendo. Оставшиеся 5% - это NEC, которой так и не удалось здесь проявить себя и Neo Geo со своей очень дорогой приставкой. В Японии же всё складывается наоборот. Популярность PC Engine не даёт развернуться Mega Drive в полную силу, поэтому когда появляется Super Famicom, она быстро подавляет PC Engine, став безоговорочным лидером на Японском рынке. Зато в Европе Sega удаётся так же выйти на первое место по числу продаж, а в Бразилии, где эту компанию любят ещё со времён SMS, Sega получает аж 75% рынка.
Итог сей войны - Nintendo - почти 50 миллионов официально проданных приставок и лидирующее положение в Японии, Sega - почти 40 миллионов официально проданных приставок и лидерство в Северной Америке, Европе и Бразилии, NEC - чтото около 10 миллионов проданных приставок. Жаль здесь не учитывается Россия, в которой по прикидкам на одну официальную проданную Сегу приходилось несколько десятков клонов.
Игры
Поскольку большая часть игровых серий запускалась ещё в третьем поколении, то здесь разработчикам оставалось лишь развивать и улучшать выпущенное ранее. Плюс возраждается идея о портировании хороших игр с игровых автоматов, что пораждает огромное количество хитов, вышедших как эксклюзивно на отдельные приставки четвёртого поколения, так и многостаночников. В частности хорошее развитие получили такие серии как Donkey Kong, Dragon Quest, Final Fantasy,
Mario, Metroid, Mega Man, Street Fighter, Zelda. Из игр, которые появились в этом поколении можно упомянуть Kirby, Mortal Kombat, Secret of Mana, Star Fox и впервые появившийся талисман Sega - Sonic the Hedgehog.
Теперь немногим более подробно по основным приставкам...
NEC PC Engine\TurboGrafx-16
Приставка, начавшая четвёртое поколение консолей. На самом деле NEC немного схитрили - в приставке было два 8-битных центральных процессора HuC6280, но зато 16-битный видео процессор HuC6270, что всё-таки оставляет за ней звание первой 16-битной приставки. Появляется на прилавках Японии 30-го октября 1987-го года под названием PC Engine. В 1989-м году консоль под именем TurboGrafx дебютирует в северной америке, где неверные маркетинговые ходы компании приводят к тому, что приставка практически провалилась. Несмотря на провал в Америке, приставка очень неплохо продавалась в Японии, продержавшись там аж до 1994-го года. Приставка известна своими маленькими размерами (14 х 14 х 3.8 см) и специально разработанным форматом носителей информации - ХаКартами. А ещё тем, что имела лишь один порт для джойстика. Чтобы поиграть с кем-нибудь, приходилось покупать специальный адаптер, позволяющий подключать до 5-ти
джойстиков. Официальный талисман компании - Bonk, лысый первобытный мальчишка, про которого выходило несколько игр на различных платформах.
Примеры игр (слева-направо)
- Bonk's Revenge, Racing Spirits, Vigilante
Sega Mega Drive\Genesis
Консоль, гордо носящая звание второй выпущенной приставки в поколении. В начинке имеет честный 16-битный процессор Motorola 68000. На прилавках Японии появляется 29-го октября 1988-го года под именем Mega Drive. В северной америке – 14-го августа 1989-го, под именем Genesis, что связано с тем, что Сега не смогла доказать свои права на использование названия Mega Drive здесь. Благодаря агрессивной рекламе и отсутствию конкурентов от Nintendo, Genesis добивается хороших успехов в Америке, захватив в итоге около 60% рынка. Официальный талисман - синий ёж Sonic, во многом поспособствовавший продажам консоли. К приставке выходило два аддона - 32X и Sega CD\Mega CD, расширявших её возможности до полноценного аудио-видеопроигрывателя, а так же несколько модификаций внешнего вида.
Sega Mega Drive\Genesis
Примеры игр (слева-направо) - Contra Hard Corpse, Earthworm Jim 2, Shining Force
Super Famicom\Super Nintendo Entertainment System
Последняя из большой тройки приставок этого поколения, появляется на прилавках Японии 21го ноября 1990го года как Super Famicom. В северной америке доступна с 23-го августа 1991-го как Super Nintendo Entertainment System. Приставка имеет на борту так же честный 16-битный процессор Ricoh 5A22 и сразу после начала продаж забирает себе 80% рынка Японии. В америке дела похуже - итоговый результат где-то в районе 30-40%. Одним из факторов провала в америке был выпуск Mortal Kombat в зацензуренном виде, в то время как Sega выпускает полную кровавую версию. Официальный талисман - водопроводчик Mario. Единственная из приставок поколения, не имевшая CD-аддона - он планировался, но потом был отменён. Зато для консоли был разработан специальный чип Super FX, позволивший создавать игры с полигональной 3D-графикой.
Примеры игр (слева-направо) - Battletech, Breath Of Fire 2, Star Fox
SNK Neo Geo AES
Очень дорогая домашняя приставка, имевшая аркадный аналог и подававшаяся как 24-битная. На самом деле имела на борту 16битный процессор Motorola 68000 с параллельно подключённым 8битным
Zilog Z80 сопроцессором. Приставка появляется в Японии 31 января 1990-го года по цене примерно в 650 долларов за приставку и до 200 долларов за картридж с игрой. В Америке выходит в 1991-м примерно с такими же ценами, но появляется более дешевый вариант (400 баксов) с одним джойстиком и без игры в комплекте. К приставке выходили карты памяти, позволявшие делать до 27-ми сохранений. Причём эти карты работали как на домашней версии приставки, так и на аркадной - можно было поиграть в игровом зале, записаться, и доигрывать, прийдя домой.
Примеры игр (слева-направо) - Fatal Fury 2, Pulstar, Super Spy
Commodore Dynamic Total Vision (CDTV)
Отдельного упоминания заслуживают комбайны, созданные на базе
CD-плееров. Одним из таких устройств был CDTV, представляющий собой компьютер
Amiga 500 с односкоростным
CD-приводом, заключённый в стильный корпус. Этот девайс появился в 1991-м году, имел на борту процессор Motorola 68000 и опционально мог доукомплектовываться всей компьютерной периферией, типа
мышки,
клавиатуры,
FDD и
HDD. Через два года производство CDTV сворачивают, сосредоточившись на более успешных проектах.
Примеры игр (слева-направо) - Battle Chess, Lemmings, Sim City
Philips Compact Disc Interactive (Philips CD-i)
Ещё один комбайн, ставший результатом совместной работы Philips и Sony по разработке новых стандартов компакт-дисков. Приставка могла читать форматы Audio CD (музыка), CD+G (графика), VCD (видео), Karaoke CD и CD-i (тот самый специальный формат, являющийся комбинацией из картинок, музыки, видео и интерактивных программ). На данную приставку выходило очень много интерактивных энциклопедий.
Примеры игр (слева-направо) - 7th Guest, Chaos Control, Voyer
Tandy\Memorex Visual Information System (VIS)
Ещё один CD-плеер с интерактивными возможностями. Для сего девайса была разработана специальная версия
Windows - Modular Windows, частично послужившая основой для
Windows CE. Основным контентом для приставки были
Audio CD и обучающие познавательные программы. Из-за высокой цены, покупатели предпочли купить обыкновенный домашний
компьютер.
Примеры игр (слева-направо) - America's National Parks, Manhole, Mutanoid World Challenge
Pioneer Laser Active
А это уже нечто феноменальное. Мультикомбайн, способный проигрывать LD, CD, LD-G karaoke диски. Отдельно продавались модули, дающие возможность поиграть в игры с Sega Mega Drive\Genesis и NEC PC Engine\TurboGrafx 16, причём как на картриджах так и на CD. Вышло это счастье в 1993-м году и стоило от 1000 до 2000 долларов в зависимости от комплектации.
Примеры игр (слева-направо) - Goku, Hyperion, Virtual Cameraman
По поводу
эмуляции... Все картриджевые приставки сейчас замечательно эмулируются как по отдельности, так и в мультиэмуляторах типа MESS. Комбайны тоже эмулируются, правда не полностью.
Портативные Консоли
Четвёртое поколение было весьма продуктивно на выпуск портативных приставок. Видимо прорвало, после долго времени бездействия. Итак...
Появившийся первым, нецветной
Game Boy от Nintendo. Благодаря хорошему сочетанию цена\качество\игры становится лидером по продажам.
Atari Lynx. Первая цветная портативная консоль
Sega Game Gear. Вышедшая третьей в поколении, становится второй цветной и в итоге - второй по продажам
NEC TurboExpress\PC Engine GT. Последняя из известных приставок этого поколения
Помимо этих портативок были ещё и локальные продукты, известные в узком кругу, такие как Watara SuperVision, немецкая Hartung Game Master а так же Gamate и Mega Duck\Cougar Boy.
И разумеется здесь тоже шла своя портативная консольная война за умы души и кошельки нас с вами, обычных покупателей. Виденье этого процесса я постарался расписать с точки зрения каждой из компаний в описании каждой из портативок, но если в общем... До 1989-го года из портативок существовали лишь Microvision, игры из серии Game & Watch, да мало кому известный Epoch Game Pocket Computer. Но в 1989-м Nintendo выпускает свой Game Boy. Эта коробочка размерами 148х90х32 мм имела 2,6-дюймовый
экран с возможностью отображать 4 оттенка серого. Приставка имела отличное время работы от
батареек (4хАА - 15-30 часов игры), приемлимую цену (90-100 долларов) и хорошую библиотеку игр, включая обеспечивший бешеный успех приставке и шедший в комплекте с ней
Tetris. Через 5 месяцев появляется Atari Lynx, имевшая цветной экран. За ней - Sega Game Gear, (тоже цветная) и NEC TurboExpress (опять же, цветная). Тут следует сказать, что Lynx официально не выходила в Японии, а Turbo Express не загладывала в Европу - возможно это один из моментов, благодаря которому эти приставки занимают 3-е (Lynx - 5 миллионов проданных консолей) и 4-е (TurboExpress - 1,5 миллиона проданных приставок) место по продажам в своём поколении. Второе место достаётся Sega Game Gear, причём в немалой степени это заслуга появившегося в это время талисмана Сеги - ежа Соника. Ну а на первом месте с большим отрывом находится Game Boy, суммарный объём продаж которого (вместе с вышедшим позднее Game Boy Color) составил около 119-ти миллионов экземпляров. Причины такого отставания цветных приставок общие и я уже писал о них - высокая цена (иногда в 2-3 раза), относительно новая технология ЖК-экранов, порождавшая множество технических проблем, и небольшое время работы от батареек. К тому же у Nintendo были преимущества в виде раннего начала с агрессивной рекламой своей портативки и огромная база игр.
P.S. Вот и ещё одно поколение консольной истории позади... Напоследок, по доброй традиции, галерея картинок с девайсами, не вошедшими в основной обзор.
NEC SuperGrafx
PC Engine CD2 System
SuperGrafx CD-ROM2
NEC TurboDuo
Sega Genesis CDX
Nintendo Satellaview
Sega Pico
SNK Neo Geo CD
Super A'Can
Sega Genesis + 32X + Sega CD
NEC PC Engine Duo
Sega 32X
Hartung Game Master
Gamate
Mega Duck\Cougar Boy
<< ПРЕДЫДУЩЕЕ ( ТРЕТЬЕ ) ПОКОЛЕНИЕ ПРИСТАВОК
>> СЛЕДУЮЩЕЕ ( ПЯТОЕ ) ПОКОЛЕНИЕ ПРИСТАВОК
© Depressor
Для: www.gamer.ru
В начало