ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: периферия. Устройства ввода, вывода, ввода-вывода информации, клавиатура, мышь, сенсорный экран, веб-камера, сканер, проектор, принтер, флеш-накопитель, жёсткий диск, ленточное устройство, дисковое устройство

Периферия | Мышь



Знакомьтесь, ФИО штуковины: ручной манипулятор мышь. Существует теория, что мышь изобретена компанией Apple или, Стив Джобс, по крайней мере, позаимствовал идею у фирмы Xerox, которая первая начала использовать мышь на своих первых офисных компьютерах Star. Однако, на самом деле, это всё легенды, а история другая.

Большинству пользователей ПК имя Карла Дугласа Энгельбарта ни о чём не скажет. Но тем не менее почти 1 миллиард людей в день пользуются его творением, а именно – компьютерной мышью. Карл сам и придумал как назвать устройство. Мышь принесла ему награды и славу, но спустя 30 лет после её создания. Патент, выданный на его изобретение и срок которого уже вышел, был неудачно составлен: его действие распространялось не на идею манипулятора, а только на механизм считывания с помощью двух ортогонально расположенных колёс. Современные мыши обладают иными механизмами считывания и компании, которые выпускают эти устройства, свободны от обязательств перед изобретателем. Признание публикой авторства за Энгельбартом состоялось только в 1998 году, когда ему присудили премию Lemelson-MIT Prize и 500 тысяч зеленью на руки.

Итак, с чего всё началось? В далёком 1964 году, когда у нас отстраняли от власти товарища Н.С. Хрущёва, Д.Энгельберт и его команда трудились над проектом oN-Line System - операционной системы (NLS), где имела место концепция «оконного» интерфейса. Как побочный эффект от этого проекта на свет появилась мышь… Устройство разработали случайно: все манипуляторы, которые тогда существовали, а именно клавиатура, джойстики, световые перья, тормозили процессы работы с окнами и Энгельберт быстро придумал удобное устройство, которое было призвано облегчить работу за компьютером. Название «мышь» устройство получило в Стенфорде, где трудились Дуглас и его команда, из-за схожести сигнального провода с хвостом, не поверите, мыши. Примечательно, что на ранних моделях мышей он выходил из задней части устройств. Само устройство было придумано ещё даже чуть раньше в 1963 году, спустя год был сделан первый рабочий прототип.

Mouse, мышь: первый рабочий пототип

В 1970 году изобретатель мыши Дуглас Энгельбарт получил тот самый патент на устройство «мышь» или «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Да уж.. Та мышь, конечно, была далека от нынешней и выглядела как коробка с двумя колёсиками.

Mouse, мышь: рабочий прототип с двумя кнопками

Первым компьютером, в комплектацию которого входила мышь, был Xerox 8010 Star Information System, представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила примерно 400 долларов США (если пересчитывать на текущий курс, это порядка 1000 долларов США). Два колёса в такой мыши были заменены подшипником, перемещения которого контролировались двумя роликами внутри самого устройства. Внешний вид мыши значительно приблизился к современному. В 1983 году фирма Apple, разумеется, выпустила свою собственную мышь, однокнопочную, для компьютера «Лиза». Стоимость «яблочной» мыши удалось уменьшить д о 25$. В целом, всемирную популярность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple «Macintosh и, несколько позднее, в операционной системе Windows для IBM PC.

Mouse, мышь: компьютера apple lisa

В массовых моделях мышей использовали, знакомый старшим поколениям, шаровой привод. В таком приводе движение мыши передаётся на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (вес шарика и резиновое покрытие обеспечивают хорошим сцеплением с рабочей поверхностью, например, ковриком). Прижатые к шарику ролики снимают его движения для каждого из измерений, передавая их на датчики, которые, в свою очередь, преобразуют движения в электрические сигналы. Главный недостаток шарового привода заключается в загрязнении шарика и роликов, всё это в совокупности приводит к заеданию мыши и необходимости её периодически чистить. Металлизация роликов решала проблему лишь отчасти.

Mouse, мышь: шариковая мышь, вид снизу

Вариантов датчиков для шарового привода существовало два:
  1. Контактные датчики. Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и контактами, которые к нему прижаты. Датчик такого типа достался в наследство от прямого привода. Его недостатками являются окисление контактов, быстрый общий износ и слабая точность.
  2. Кнопки. Это основные элементы управления мыши, которые служат для выполнения основных манипуляций: выбора объекта нажатием, активного перемещения с нажатой кнопкой, для рисования, выделении текста, исходная и конечная точка при перемещении объекта.
Mouse, мышь: разобранная шариковая мышь

Количество кнопок на мыши ограничивается концепцией их использования вслепую аналогично клавишам аккордовой клавиатуры (устройство ввода данных, в котором символы или команды формируются нажатием нескольких клавиш одновременно, аналогично извлечению аккордов на пианино или на других клавишных музыкальных инструментах). При этом, если аккордовая клавиатура может спокойно использовать 5 клавиш (по одной на каждый палец), мышь ещё необходимо перемещать тремя (большой, безымянный и мизинец) и двумя (большой и мизинец) пальцами. Т.е, можно сделать две или три полноценные кнопки для использования параллельно с перемещением мыши по стол – под указательный, средний и безымянный пальцы (для трёхкнопочной мыши). Кнопки так и называют по положению – левая (под указательный палец правши), правая и средняя, для трёхкнопочной мыши.

Mouse, мышь: трёхкнопочная шариковая мышь

Много лет продолжалось противостояние двухкнопочных и трёхкнопочных мышей, которое завершилось после появления скролла (прокрутки экрана). На мыши с двумя кнопками появилась маленькая средняя кнопка (для включения / выключения скроллинга, и по совместительству средняя кнопка), которая вскоре превратилась в колесо прокрутки, нажатие на которое работает как средняя кнопка. На мыши с тремя кнопками, понятное дело, средняя кнопка просто объединилась с колесом прокрутки.

Mouse, мышь: двухнопочная мышь с колесом прокрутки

Компания Apple шла своим путём. Так, посчитав лишней даже вторую кнопку, долгое время «Яблочники» строили все свои интерфейсы под мышь с одной-единственной кнопкой. Мыши, выпускаемые компанией Apple, могут программироваться под использование от одной до четырёх кнопок.

Шаровые мыши, ещё широко распространённые в конце 20 века, постепенно забываются и им на замену приходятся мыши оптические.

Первая оптическая мышь была создана ещё в 1999 году компанией Microsoft. Сейчас существует множество фирм, производящих самые разные оптические мыши, разной конструкции, с дополнительными мультимедийными кнопками. Но обо всём по порядку.

Mouse, мышь: лазерная мышь

Обычной мышкой с двумя, тремя и более кнопками уже никого не удивишь, а ведь внешний вид мыши очень серьёзно поменялся за последние 20 лет, причём настолько кардинально, что в новых устройствах трудно узнать предшественников. Колесо прокрутки, о котором говорилось выше, появилось довольно давно и, принято считать, что это обусловлено выходом в свет операционной системы Windows. Потом стало возможным наклонять колесо влево вправо и тем самым вести скроллинг (прокрутку) влево или вправо, т.е. по горизонтали. Следующее обновление заключалось в замене колёсика на трекбол, который крутится в произвольном направлении и позволяет перемещаться в окне во все стороны.

Первые трекболы разрабатывались с давних времён, в одно время с компьютерными мышами и по началу, как обычно, для военных целей. Специалисты из Канады, работающие на военно-морской флот страны, предложили идею трекбола, которую военное ведомство, увы, не поддержало. По аналогии с мышью, технология вышла в гражданскую сферу и стала использоваться в разработках устройства для точного позиционирования курсора на экране. В 1960-е обычными средствами управления были клавиатура и переключатели, но к системе с видеоинтерфейсом требовалось новое средство для управления. Так и решили использовать шар с гладкой поверхностью. По легенде, первым трекболом был шар для боулинга.

Первые мышата подключались к компьютеру при помощи провода и адаптера через последовательный коммуникационный интерфейс RS. Позже, фирмой IBM был предложен специальный разъём PS/2. Этот порт получил широкое распространение и стал использоваться для клавиатуры. Постепенно его стали включать и в стандарт материнских плат. Спустя время к портам подключения мышей и клавиатур добавился порт USB.

Mouse, мышь: мультимедийная мышь

Спустя ещё немного времени мышь «потеряла» свой хвостик. Появились беспроводные мыши. Они лишены ограничивающего фактора – провода, но обладают другим недостатком – отсутствием стационарного питания и вынуждены иметь автономное, от батареек или аккумуляторов, которые пока ещё далеки от совершенства. Также к недостаткам можно отнести не всегда устойчивое соединение, более высокие цены по сравнению с проводными мышами. Понятное дело, что решение этих проблем придёт со временем. Появляется множество новых беспроводных мышей, которые можно использовать для управления мультимедийными функциями настольного ПК, т.е. как пульт для компьютера.

Из интересных разработок последнего времени стоит отметить разработку англичанина Тобиаса Джонса, который изобрёл весьма интересный манипулятор. Быть может, именно такое устройство в будущем заменит мышь. Его изобретение представляет собой перчатку с датчиками, которые отслеживают перемещение кисти руки и отсылает данные в компьютер.

Ещё 20 лет назад никто не мог представить каким будет внешний вид мыши. Вполне вероятно, что ещё через 20 лет, когда мыши будут заменены другими устройствами, мы о мышах будем вспоминать с улыбкой на лице. Разработки новых устройств идут активно и наверняка некоторые из них, в итоге, попадут на конвейер.

© tomat

В начало


Периферия | Мышь



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика