Джойстик (англ. joystick — «ручка управления самолётом») — устройство ввода информации в персональный компьютер, которое представляет собой качающуюся в двух плоскостях вертикальную ручку. Основная необходимость применения джойстика — это возможность управления виртуальным объектом в виртуальном трёхмерном пространстве (координаты по осям «X-Y-Z»).
По количеству степеней свободы и, соответственно, плоскостей, в которых возможно изменение положения контролируемого объекта, джойстики подразделяются на:
- одномерные (управление перемещением объекта либо вверх-вниз, либо влево-вправо)
- двухмерные (управление объектом в двух плоскостях)
- трёхмерные (управление объектом во всех трёх плоскостях)
- также джойстиками называют геймпады от игровых консолей (напр., PS3, Xbox).
Конструкция джойстика:
- Рукоять
- Основание
- Кнопка «Огонь» (гашетка)
- Дополнительные кнопки
- Переключатель автоматического огня
- Газ/тяга
- Миниджойстик (hat switch, «хатка»)
- Присоски (крепление)
Ранее джойстики для ПК подключались к нему через игровой порт, далее полностью произошёл переход к стандартному интерфейсу
USB.
Долгое время у игровых приставок джойстики подключались через специализированный разъём, специфичный для каждой фирмы-производителя, поэтому джойстик для одной приставки не подходил к другой или же к ПК. В настоящее время джойстики имеют стандартный интерфейс USB, поэтому могут подключаться как к приставке, так к персональному компьютеру.
Первые контроллеры для видеоигр появились в семидесятых годах прошлого века. Но на самом деле, история джойстика началась еще в начале XX века. В 1907 году был зарегистрирован патент на рукоять управления самолетом, которую можно считать прародителем компьютерного джойстика. Точность управления резко повысилась, когда в контроллерах начали использоваться потенциометры, регистрирующие силу и интенсивность нажатия. Именно тогда, контроллеры начали использоваться в авиасимуляторах. Оттуда технология манипуляторов проникла в технологичную среду компьютерных игр.
Первый игровой джойстик был изобретен создателем Magnavox Odyssey Ральфом Баером в 1967 году. Первый джойстик с кнопкой стрельбы (англ. fire button) был создан компанией
Sega в 1969 году для аркадной машины «Missile».
Логическое развитие джойстика привело к тому, что стандартный контроллер с ручкой управления уже не удовлетворял растущие потребности игровых вселенных. Набор кнопок вкупе с крестообразным контроллером легко заменял собой привычный манипулятор, позволяя расширить возможности передвижения в виртуальном пространстве.
Telstar — серия игровых приставок производства Coleco, основу составляли клоны консоли Pong компании Atari. Первая модификация Telstar выпущена в 1976 году.
В начале нынешнего столетия практически все геймпады, предназначенные для использования с персональными компьютерами, получили столь привычный для пользователей USB-интерфейс, разработанный в 1996 году. Смена интерфейса стала настоящим прорывом в развитии игровых устройств, позволив значительно увеличить скорость работы джойпадов, разгрузить слабый по тем временам центральный
процессор и убрать ограничение на максимальное количество используемых кнопок.
Игровая консоль Teletenis была почти точной копией суперпопулярной на тот момент приставки Atari
Портативная игровая консоль Casio стала предвестником современных GameBoy и Play Station Vita
Atari VCS, позже названная Atari 2600, появилась на Рождество 1977 и стала доминирующей игровой приставкой конца 1970-х — начала 1980-х. Она стала первой успешной приставкой с играми на картриджах. В 1980-х в США слово «Atari» воспринималось как синоним «Atari 2600». Модель обычно поставлялась с двумя джойстиками либо двумя paddle-контроллерами, и одной игрой — сначала это была Combat, а затем
Pac-Man.
Nintendo Entertainment System (NES в США, Famicom (FAMIly COMputer — семейный компьютер) в Японии, Dendy (неофициальный клон на постсоветском пространстве) — восьмибитная игровая консоль, популярная во второй половине 1980-х и начале 1990-х годов. В PAL-версии используется процессор Ricoh RP2C07 с тактовой
частотой 1,66 МГц (1 662 607 Гц), а в NTSC-версии процессор RP2C02 с тактовой частотой 1 789 773 Гц. Максимальное разрешение — 256x240, палитра в 52 цвета, из которых 26 одновременно выводятся на экран.
SEGA Master System — 8-битная игровая приставка, выпущенная компанией SEGA в 1986 году в США, и в 1987 году — в Европе и Японии.
Первый Game Boy был выпущен ещё в 1989 году как продолжение к известным карманным играм Nintendo
Game & Watch (известным в СССР и России по копиям под названиями «Ну, погоди!», «Тайны океана» и др.) Это была первая популярная портативная игровая система, и многие компании пытались повторить успех Game Boy, но никому сделать этого так и не удалось.
Sega Mega Drive — 16-битная игровая приставка, выпущенная фирмой SEGA в 1988 году в Японии, и в 1990 году — в Европе и прочих странах. В Северной Америке приставка была выпущена под именем Genesis, так как Sega не смогла зарегистрировать там торговую марку Mega Drive.
Sega Game Gear — портативная игровая консоль, выпущенная компанией Sega в 1990 году в качестве ответа консоли Game Boy компании Nintendo. Она стала третьей портативной консолью с цветной графикой, после Atari Lynx и TurboExpress.
Super Nintendo Entertainment System, так же известная как Super Nintendo, Super NES и SNES — 16-разрядная игровая приставка, выпущенная Nintendo в США, Бразилии, Европе и Австралии. В Японии она известна под названием Super Famicom (Super Family Computer). В Южной Корее она называлась Super Cowboy и распространялась Hyundai Electronics. Super Nintendo Entertainment System стала второй домашней консолью Nintendo, вслед за NES (в Японии выпускалась как Famicom). Система приобрела большую популярность в большой части Азии, но, тем не менее, не смогла достичь популярности своего предшественника в Юго-Восточной Азии и Северной Америке из-за большой конкуренции со стороны Sega Mega Drive. Несмотря на свой поздний старт, SNES стала наиболее хорошо продаваемой консолью 16-битной эры, но лишь после того, как Sega ушла с рынка 16-битных систем, сфокусировавшись на 32-битном рынке.
Nintendo 64 (Ultra 64, N64) — 64-разрядная игровая приставка. Разрабатывалась японской компанией
Nintendo совместно с Silicon Graphics. Была выпущена в 1996 году (23 июня в Японии и 29 сентября в США) и стала ответом на приставки конкурентов
Sony PlayStation и
Sega Saturn. Тактовая частота центрального процессора — 93,75 МГц, графического — 62,5 МГц. Оснащалась оперативной памятью объёмом 4,5 МБ. Максимальное разрешение равнялось 640x480 при 24-битной глубине цвета. Благодаря участию Silicon Graphics, в этой приставке появилась масса новшеств, связанных с трёхмерной графикой: сглаживание текстур, MIP-mapping и др. В качестве игрового носителя был выбран
картридж объёмом до 64 МБ.
Sega Saturn — игровая приставка с разрядностью 32 бита. Она была выпущена 22 ноября 1994 года в Японии, в мае 1995 года в США и 8 июля 1995 года в Европе. 170 000 экземпляров было распродано в первый же день запуска в Японии. Но всего лишь 5000 экземпляров было продано в уикенд в США. Наиболее популярной консоль оказалась во Франции.
Sony PlayStation — игровая приставка, разработанная компанией
Sony Computer Entertainment под руководством Кэна Кутараги и впервые выпущенная в середине 1990-х. PlayStation — 32-разрядная система, ставшая первой в серии широко распространившихся игровых систем. Выход PlayStation в Японии состоялся 3 декабря 1994 г., в США приставка появилась 9 сентября 1995 г., а в Европе — 29 сентября 1995 г. Приставка оказалась очень популярной, обеспечив Sony прорыв в игровой индустрии, где до того момента безраздельно властвовали Nintendo и Sega. На сегодняшний день в мире продано более 100 млн. экземпляров PlayStation.
Nintendo GameCube — изначально во время разработки называлась Dolphin; официальная аббревиатура GCN) — четвёртая игровая приставка компании Nintendo, относящаяся к шестому поколению игровых систем. GameCube сама по себе была самой компактной и самой дешёвой игровой приставкой в шестом поколении. GameCube был выпущен в продажу 14 сентября 2001 в Японии, 18 ноября 2001 в Северной Америке по цене 199,95 дол.; 3 мая 2002 в Европе; и 17 мая 2002 в Австралии.
PlayStation 2 (PS2) — вторая игровая приставка, выпущенная компанией Sony, наследница PlayStation и предшественница PlayStation 3. О начале разработки было объявлено в марте 1999 г., продажа консоли в Японии началась 4 марта 2000 г., в Северной Америке — 26 октября 2000 г. и в Европе — 24 ноября 2000 года. PS2 — игровая приставка шестого поколения, ставшая наиболее быстро продаваемой и, возможно, самой популярной игровой консолью в истории компьютерных игр. На 2008 год в мире продано более 140 миллионов экземпляров PS2.
Xbox — игровая приставка, разработанная и производившаяся компанией
Microsoft. Впервые поступила в продажу 15 ноября 2001 года. Это первое самостоятельное выступление компании Microsoft на рынке игровых приставок после совместного с компанией SEGA проекта по разработке версии операционной системы
Windows CE для игровой приставки Dreamcast. Microsoft Xbox напрямую конкурировала с Sony PlayStation 2 и Nintendo GameCube. Наследницей Xbox стала приставка
Xbox 360.
Nintendo Wii — игровая приставка 7-го поколения, 5-я домашняя консоль фирмы Nintendo и наследник Nintendo GameCube. До 27 апреля 2006 г., когда было объявлено официальное название консоли, она носила кодовое имя Revolution. Как игровая система 7-го поколения, является прямым конкурентом Microsoft Xbox 360 и Sony Play Station 3. Хотя компания Nintendo не позиционирует свою приставку Wii как соперника PlayStation 3 и Xbox 360, её причисляют к седьмому поколению по времени выхода (период между релизами Xbox 360 и PS3), а также инновационным игровым контроллерам. Nintendo утверждает, что ее консоль ориентирована на более широкую аудиторию, чем у обоих конкурентов. Отличительной чертой консоли является беспроводной контроллер Wii Remote, реагирующий на движения игрока.
Sony Play Station 3 — игровая приставка седьмого поколения. С помощью PS3 можно играть, смотреть фильмы, слушать музыку, отправлять
почту и открывать
веб-страницы. Также с момента запуска PS3 поддерживает большинство игр для PlayStation и PlayStation 2.
DualShock 4 – новая версия геймпада компании Sony, которая совместима с
PS4, и частично с PS3. Новый геймпад оснащен тачпадом, акселерометром подвеской, гироскопом, возможностью вибрации, USB-портом, моно-спикером, кнопкой Share, которая позволяет быстро делиться с другими пользователями скриншотами или записями игрового процесса, по средствам глобальной сети. Однако далеко не во всех играх предусмотрена функция размещения, здесь все зависит от разработчиков. Возможность использования разных цветов на подвески позволяет игрокам четко идентифицировать себя в игре. Подсветку выключить нельзя. Это связано с тем, что контроллер производился с учетом того, что в скором будущем выйдет специальный шлем, а подсветка позволит ориентироваться в пространстве.
Геймпад создавался с учетом того, что он очень часто будет использоваться в FPS, ведь на контроллер 3 было очень много жалоб от геймеров, что данный геймпад совершенно не пригоден для игр такого жанра. В один из моментом компания Sony уже была готова добавить в новый контроллер био-
сенсоры, но уже на финише данная идея была отброшена из-за ненадобности.
До прошивки 2014 году DualShock можно было применять только с проводом с PS3, однако после прошивки использование контроллера стало возможным и без провода.
Подводя итог, хочется отметить, что контроллеры, выпускаемые компанией Sony уже довольно-таки плотно вошли в умы многих геймеров, как нечто неразрывное с консолями PlayStation. Уложить у себя в голове работу консоли Sony с геймпадами других компаний просто нереально. Контроллеры получили всемирную любовь за простоту использования и комфортность. Ведь в них абсолютно ничего нет лишнего.
© tomat
Источники:
Фотографии Ксавьера Ласпьера;
Trendymen.Ru,
Dzengame.Ru.
В начало