PlayStation Vita, PS Vita — портативная консоль от
Sony Computer Entertainment, преемник
PlayStation Portable. Выпущена в Японии 17 декабря 2011 года, в Северной Америке и Европе — 22 февраля 2012 года.
Vita значит «жизнь»
Анонс консоли в 2011 году наделал немало шума. Предыдущий виток портативно-консольной войны остался за
Nintendo: по состоянию на 2019 год,
Nintendo DS считалась второй (прямо за
PS2) самой продаваемой консолью в истории, оставив PSP от Sony далеко позади. Новое поколение железа маячило на горизонте. В феврале Nintendo выпустила обновлённую версию своего бестселлера —
3DS. А индустрии не терпелось увидеть, чем же ответит Sony и как она попробует отыграться за поражение PSP.
Компания впервые представила PS Vita на
Е3 2011 и с порога заявила, на что именно делает акцент: как всегда, на технологии. Sony позиционировала своё творение как портативную консоль «премиального» класса. Как универсальное, технологически продвинутое устройство, на котором можно делать всё что угодно: хоть Netflix смотри, хоть ленту в
Facebook листай, хоть… играй, если вдруг захочется. «Начинка» консоли в несколько раз превосходила (предсказуемо) начинку не только PSP, но и 3DS: по факту, PS Vita была мощнейшей портативной консолью своего времени. Два стика, две камеры, два тачскрина, качественный OLED-
дисплей — всё прямо кричало о том, какая она вся из себя премиальная.
В перспективе всё это даже близко не выглядело провальным или рискованным; издатель неспроста сфокусировал предрелизный маркетинг консоли именно на «железном» аспекте. С момента выхода PSP мобильный гейминг, некогда считавшийся второсортным заменителем «полноценного», достиг небывалого успеха.
Angry Birds захватила мир как бубонная чума, а
iPhone 4 незадолго до Е3 2011 вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстрораспродаваемое портативное игровое устройство, разойдясь тиражом в 1,5 млн копий в первый же день.
Словом, консоли предстояло соперничать как с Nintendo 3DS, так и с гаджетами на
iOS и
Android, которых с каждым днём становилось всё больше. Потому Sony и напирали на технические фишки: аудиторию изменившегося рынка нужно было убедить, что PS Vita — не только стильный, высокотехнологичный аксессуар, но и лучший девайс для гейминга «на ходу».
Так-то оно так, и без маркетинговых трюков — если у вас есть PS Vita, уверен, вы согласны, что консоль сама по себе и правда хороша. Но Sony, то ли увлёкшись собственным PR-нарративом, то ли подзабыв, как работает индустрия, не учли главного: зачем вообще люди покупают игровые приставки.
Когда после релиза в Японии западное отделение Sony представило стартовую линейку PS Vita, публика встретила её без особого энтузиазма. К тому моменту на 3DS уже вышли переиздание легендарной
Ocarina of Time, Super Mario 3D Land и
Mario Kart 7, получившие шикарные оценки в прессе. Серия
Monster Hunter после расставания с PSP перебралась туда же, где отлично себя чувствовала и фактически была одним из системселлеров. И на фоне всего этого богатства релизная подборка PS Vita смотрелось, мягко говоря, скромно: единственной по-настоящему «серьёзной» игрой в ней была
Uncharted: Golden Abyss. Ну и
wipEout 2048, хоть и с натяжкой — вещь широко известная, но в узких кругах.
«Золотую бездну» критики похвалили за то, что она дарует опыт, сравнимый с опытом от Uncharted на PS3. Если бы PS Vita могла похвастаться хотя бы парочкой столь же качественных игр, возможно, её ждала бы не такая печальная участь
Всё остальное — порты (Ultimate Marvel vs. Capcom 3, Plants vs. Zombies), невнятные спортсимы (Hot Shots Golf: World Invitational, EA SPORTS FIFA Soccer) и совсем странная дичь вроде Michael Jackson The Experience. Плюс обратная совместимость с частью библиотеки игр PSP, что, конечно, здорово, но не продаёт PS Vita как нечто революционное. Проекты, заявленные к выходу в «релизном окне», то есть чуть позднее, интриговали больше (Gravity Rush, Assassin’s Creed: Liberation, LittleBigPlanet), но до них ещё нужно было дожить — на старте же у консоли не было никакого «топлива» для продаж.
Короче говоря, Sony предлагали публике крайне сомнительную сделку и прекрасно это понимали.
Куда пропали времена, когда спортсимом с приятной картинкой можно было кого-то удивить...
Чтобы человек взял-таки консоль в руки, у него должен быть веский повод её купить. И как бы сильно Sony ни пыталась продвигать PS Vita как гаджет и, прежде всего, альтернативу
планшетам и
смартфонам, она остаётся игровой консолью. А консоли не продаются сами по себе — их продают игры. Софт. Он же, в конце концов, и приносит основной массив прибыли в долгосрочной перспективе. Без уверенных (Uncharted не в счёт) намёков на светлое будущее, полное качественных тайтлов, Sony, по сути, впихивали своё детище под слоганом «базарю, хорошая консоль, попробуй, ещё захочешь». PS3 же продалась? Продалась. PSP продалась? Могла и лучше, но продалась. С чего вдруг PS Vita не продастся?
Но аудитория не разделяла энтузиазм издателя — не только из-за отсутствия системселлеров, но и по причине высокой цены. Базовый комплект PS Vita без учёта карты памяти стоил $250. Обычная micro-SD
карточка на 4 ГБ — $19,99 (!). Комплект со встроенным 3G-модулем — все $300 и больше. В то же время Nintendo 3DS обходилась в $170 благодаря запланированному снижению цен; вкупе с уже зарекомендовавшей себя библиотекой игр предложение Nintendo казалось на порядок выгоднее.
Sony понадобился год, чтобы почуять неладное. В феврале 2013-го президент SCE Japan Хироси Кавано публично признал, что объёмы продаж Vita на родине не дотягивают до намеченных показателей, в связи с чем издатель снизил цену продукта ровно на треть — при том, что в Японии консоль и так стоила дешевле всего. До Европы и США аналогичный аттракцион невиданной щедрости добрался лишь в августе — $199 вместо старых $250. Но урон уже был нанесён: Sony снизила прогноз продаж консоли на три миллиона копий и понесла почти $3 млрд убытков. А обвинил издатель в этом — вот так сюрприз! — слабые продажи платформы и проектов, разработанных под неё.
«Этот путь оказался петлёй»
С прибылью от игр действительно были проблемы. В период от старта продаж до снижения розничной стоимости на платформе вышли все тайтлы, по которым её сейчас и помнят. Ужасная
Call of Duty Black Ops: Declassified, спорная (из-за реакции публики на третью часть) Assassin’s Creed Liberation, порт
Mortal Kombat, Killzone: Mercenary. И, несмотря на громкие франшизы, ни один из этих проектов не раскрывал потенциал консоли; в отрыве от PS Vita поделки получились довольно посредственными. С другой стороны, переиздания
Persona 4: Golden и
Final Fantasy X/X-2 вкупе с Little Big Planet заслужили похвалу критиков, но их было недостаточно. Десять самых продаваемых тайтлов для PS Vita колоссально уступают аналогичной десятке для PSP, и у платформы по-прежнему не было мощного хита, который помог бы её спасти.
Знаете, что разошлось на PS Vita самым большим тиражом? Minecraft
Увы, к этому моменту Sony, несмотря на все попытки смягчить нанесённый ущерб, уже прошла точку невозврата. Потому что вокруг платформы сформировалась так называемая петля обратной связи.
Поясню. Разработка проектов под PS Vita стоит дороже чем разработка, скажем, под Nintendo 3DS. Sony, как мы уже выяснили, позиционировали приставку как девайс премиумного класса — а значит, и игры для неё нужно делать на соответствующем уровне. С утилизацией всех её технических достоинств: двух тачпадов, отличного дисплея, гироскопа и вычислительных мощностей. В конце концов, издатель не врал: PS Vita действительно способна выдавать замечательную картинку, особенно по меркам портативных устройств.
Сама компания не могла выделить достаточно ресурсов для стабильной поддержки платформы: вот-вот должна была выйти
PS4, основная дойная корова Sony, на которую возлагались большие надежды. Поэтому приглашали сторонних разработчиков поменьше, дабы те забили платформу играми, — но не каждый соглашался. Не у всех хватало опыта или капитала, чтобы безо всякой поддержки выдать продукт подобающего качества. Вдобавок, видя, что публика не слишком заинтересована в консоли, небольшие конторы не хотели идти на серьёзный риск. Даже если бы они сделали нечто поистине стоящее, не факт, что их труд окупился бы.
Другими словами, разработчики не хотят делать игры из-за угрозы убытков, а игроки не хотят покупать консоль, потому что для неё выходит мало игр. А так как контентная засуха снижает интерес аудитории к платформе, студии не хотят… И так до бесконечности. Порочный круг, который Sony начертили собственными руками.
И ничто не смогло его разорвать. Ни полный разворот PS Vita и превращение потенциально лучшей портативной консоли в девайс-компаньон для PS4, ни инициатива PlayStation Mobile, наводнившая приставку сотнями третьесортных мобильных игрушек. Все фишки Vita, которые издатель выставлял на первый план, оказались мало кому нужны. Единственным проектом, который действительно обыгрывал техническое своеобразие платформы, была волшебная
Tearaway (и ещё разве что
Severed), но она разошлась скромным тиражом в 650 тыс. копий. Хорошо хоть, что её на PS4 переиздали — жаль было бы потерять такой труд.
В итоге PS Vita оказалась на смертном одре уже в 2013-2014 годах — спустя всего два (три, если считать японский релиз) года после выхода. А Sony, на секундочку, рассчитывали на десятилетний цикл жизни, как и в случае с PSP. Система медленно увядала, утопая в океане никудышных игр, пока в 2015 году вице-президент SCE Масаясу Ито не заявил, что «домашние» студии Sony прекращают (толком не начавшуюся) поддержку консоли, чтобы сосредоточиться на разработке проектов для PS4. За библиотеку портативки пусть отдуваются третьи лица.
А мораль проста: нужно уметь вовремя расставлять правильные приоритеты. Sony пустила жизненный цикл продукта на самотёк, сосредоточив внимание на PS4, а когда спохватилась, было уже поздно — ни времени, ни ресурсов на исправление ситуации уже не было. Вот и получилось так, что по-настоящему перспективная разработка оказалась лишь машиной для инди-игр и
эмуляторов PSP/
PS1.
И не то чтобы это было плохо — сейчас на ней и впрямь полно качественных проектов, причём столько, что во всё не переиграешь. Но… поздновато. Поздновато. А потому и обидно.
С 2015 года Sony старательно делали вид, что PS Vita не существует, и упоминали о ней лишь вскользь. Поэтому вплоть до конца 2018-го приставка и не видела более или менее заметных релизов, не считая адаптаций вроде Danganronpa. Танцевальные спиноффы третьей и пятой Persona — пожалуй, одни из последних игр ААА-уровня для почившей консоли
Sony больше не планирует работать в портативном направлении, оставляя Nintendo единственным игроком на этом рынке. И решение это, пожалуй, правильное. Эпоха сегрегации гейминга на «мобильный», «портативный» и иже с ними уже прошла. Грани между платформами и опытом, который они предлагают, всё больше размываются. Тяжеловесные 4Х-стратегии выходят на
iPad, мобильные игры получают ПК-порты, настольные игры работают с приложениями-компаньонами или опять же выходят и на мобильных, и на персональных платформах…
В конце концов, «серьёзные» консоли выполняют функции портативных — спасибо
Nintendo Switch. Уверен, если в будущем Sony всё-таки решатся снова попробовать себя на ниве подобных Vita устройств, они во многом будут оглядываться на опыт Switch, потому что она лишена всех проблем, погубивших PS Vita. Хитовые системселлеры — есть. Постоянная поддержка издателя — есть. Единые стандарты качества для разработчиков всех размеров — тоже есть. Но, что важнее всего, Switch не загоняет себя ни в какие рамки и не относит себя ни к «серьёзным», ни к портативным — и это играет платформе на руку.
А PS Vita… А что с ней? Не знаю, купите у кого-нибудь с рук, поиграйте в
Persona 4: Golden, пока есть шанс. А после этого можно и за классику PSP/PS1 взяться — игры не новые, но крайне достойные.
MediEvil,
Vagrant Story, Parasite Eve. Или (только тс-с!) перепрошейте её и играйте на ней в
Doom (или
Half-Life) по пути на работу.
А какие игры для PS Vita стали вашими любимыми? У вас есть консоль? Будете продавать, или наоборот, искать, где приобрести копию?
© Денис Павлушкин
Для www.igromania.ru
В начало