Многие считают эмуляторы чем-то плохим, называя их часто "рассадниками пиратства". Давайте пробежимся по их истории и попытаемся понять? Что это такое и какими они бывают.
История
Как нам подсказывает
Википедия, эмуляторы - это компьютерная программа, которая эмулирует (воспроизводит) работу игровой приставки на персональном
компьютере,
смартфоне, и даже на другой приставке (среди них самой большой библиотекой может похвастается
Xbox и
PSP). Сама идея эмуляции появилась еще в 1950-году, но дальше идеи не ушло. Всё расцвело в 80-х годах прошлого века, когда компании пытались нажиться на успехе консолей компании
Nintendo. Выпуская пиратские версии
NES, с аппаратной эмуляцией.
Знаменитый пример аппаратного эмулятора
Стоит отметить, что «аппаратная» и «программная» эмуляция – это две разные вещи. «Программная», это то, что большинство представляет себе при упоминании эмуляторов. А «аппаратная» знакома нам всем по пиратской консоли «
Денди». По сути, все старые клоны консолей являются аппаратными эмуляторами.
Аппаратные эмуляторы зачастую представляют собой совместимое с оригинальными играми железо. В то время как программные эмуляторы запускают игру через виртуальную версию консоли.
Ладно, вернемся к истории. Аркадные автоматы в свое время выдавали такую графику, какую не мог выдавать никто. И как вы поняли, эмуляция такого железа была крайне сложна. Но в 80-х консоли таких гигантов как
Atari,
Sega и Nintendo уверено отвоевывали внимание геймеров на себя. Но подвох был в том, что они сильно поигрывали даже PC по мощности. И именно тогда появилась возможность создавать полноценные эмуляторы игровых консолей, таких как Atari 2600.
Самый старый эмулятор который я смог найти, датируется 1996 годом. А именно PS Atari Emulator для
MS-DOS. С названием, как видно, автор не заморачивался.
Популярность эмуляторам дал распространившийся тогда
интернет, и игнорирование многими студиями PC как игровой платформы. Нет, на PС были игры, но сравнивая библиотеку с той же NES, было понятно какая платформа издателям больше нравится. И что насчет темы пиратства? Тогда скачивание ROM-образов было единственным способом использовать данные программы. Так что «пиратить» приходилось, но сейчас времена другие. Сейчас можно спокойно купить диск с игрой, и с огромным шансом эмулятор его запустит.
Ладно, с предысторией разобрались. Рассказывать про эмуляторы консолей 3-4 поколения долго, и главное скучно. Все что вам нужно знать: у каждой популярной консоли появлялось огромное количество как аппаратных, так и программных эмуляторов. У одной консоли могло быть более десятка только одних программных эмуляторов, но выживали всегда единицы. Одни эмуляторы разработчики убивали в следствии неопытности/лени и т.д., другие компании затаскали авторов по судам. И поэтому выживали, так сказать, сильнейшие.
Игра запущена на Bleem! Первом эмуляторе PS1
Сейчас мы плавно перешли к 1999 году, и эмулятору
первой Sony PlayStation, под названием «Bleem!». К концу девяностых аппаратные клоны консолей уже не были так сильно распространены, да и сейчас взяв клон
Sega Mega Drive вы получите мини-пк с программным эмулятором. Поэтому под словом «эмулятор» я буду иметь в виду программный, запомните это, я не хочу путаницы в комментариях.
Ладно, ближе к сути: Bleem! прожил относительно короткую жизнь. А именно 1999-2001 гг. Создателей данного эмулятора
Sony затаскала по судам, и им пришлось пойти на крайности для выплачивать огромного штрафа. Как корабль назовешь, так он и поплывет.
После неудачного блина, который пошел комом, появился эмулятор с длинным названием «Connectix Virtual Game Station». Но для удобства будем назвать его «VSG». Но разработчиков данной программы тоже сами знаете какие люди прикрыли. И тоже в 2001 году. Но тут история куда интереснее. Sony не смогла найти причину, по которой можно разработчиков потаскать по судам, и просто купила их.
Потом появился «PSEmu Pro», который начали создавали раньше Bleem! Но новизной было то, что PSEmu Pro был бесплатной программой. В то время как прошлые два эмулятора продавались за деньги (а Bleem! должен был выйти даже на Dreamcast. Разработчики сначала хотели выпустить пару дисков эмулятора, и порезать запускаемую библиотеку игр на пару
дисков. Но в итоге даже этого не вышло, и люди получили два диска с первым Metal Gear Solid, и Gran Turismo 2).
Вот уже с этим эмулятором не все так плохо. Его взял за основу ePSXe. Единственный полностью рабочий эмулятор Sony PlayStation.
Игра запущена через ePSXe на смартфоне
Данный эмулятор чувствует себя хорошо даже в наше время, и доступен на огромном количестве платформ. Включая смартфоны.
Сейчас должен был пойти рассказ об эмуляторах
Nintendo 64 и
Dreamcast, но нет. История эмуляторов первой консоли сильно схожа с нашей прошлой историей, за исключением одного казуса, про который я чуть ниже расскажу. А вот с последней консолью Sega все плохо даже сейчас. И это вызвано малым интересом людей к данной консоли.
Ну а вот и тот казус, о котором я хотел рассказать: запуск: The Legend of Zelda: Ocarina of Time спустя неделю после релиза. Может вы помните, но последнюю часть этой франшизы постигла такая же судьба год назад. В обоих случаях мы получали запуск игр года чуть ли не в день релиза.
Как было понятно, эмулированию поддалась так же Majoras Mask, вышедшая в 2000 году. Но уже на другом эмуляторе. Так как создателя прошлого затаскали по судам.
Наше время
Игра запущенная на Dolphin
Вот мы и добрались до 2000-х годов, или как еще называют, «нулевые».
Начнем нашу историю с Dolphin. Эмулятора двух консолей, и одного аркадного автомата.
Данный эмулятор начали делать еще в 2003 году, буквально 2 года спустя после выхода
GameCube. Несмотря на свою низкую популярность, данная консоль не разделила участь консоли Sega, и обзавелась одним из лучших эмуляторов. Данный эмулятор был назван в честь кодового имени консоли. Изначально эмулятор запускал только «кубовские» игры, с частотой 2-20 fps.
В 2004 году должна была выйти финальная версия эмулятора, но ситуацию изменил скорый выход
Wii, которая являлся схожим с GameCube. Как вы поняли, появилась возможность эмулировать сразу две консоли в одной программе, и решение об остановке разработки было отозвано.
Уже в 2008 году была сделана хоть и не лучшая, но уже относительно нормально рабочая эмуляция Wii. Но большой занозой оказались её специфические контролеры - Wii Remote, благодаря которым невозможно было почувствовать все задуманные разработчиком эмоции от игры на
клавиатуре. Поэтому была добавлена поддержка этих контроллеров.
Сам эмулятор может похвастаться одной из лучших оптимизаций среди всех эмуляторов, а также поддержкой 5К-разрешения. Однако, не может быть все настолько идеально, и поэтому вот вам ложка дегтя: при использовании фанатских переводов в играх при разрешении 16:9, могут быть артефакты, пусть они и серьезно влияют только на пару игр.
Уже в 2009 году можно было спокойно играть во все новые игры для Wii, причем с лицензионных дисков.
Игра запущенная на Rpcs3
Про эмулятор
PS3 мало что можно сказать на данный момент. История его создания началась в 2011 году, а в 2013 уже можно было поиграть в пару игр (тогда многие пытались запустить GTA 5 на эмуляторе). Сейчас эмулятор уже отлично работает в паре десятков игр, и этот список только пополняется.
Причина, почему эмулятор так долго делают одна – у PS3 сложная архитектура, и этим все думаю сказано.
Итоги
Что можно сказать по итогам? Эмуляторы были, и будут существовать. Они всегда на начальных стадиях с трудом пережевывают игры, многие из них гибнут по той или иной причине, их разработка порой внезапно останавливается. Но! Плюсов они приносят в разы больше чем минусов. И это главное. Во время написания материала была найдена статья за 2002 год, где человек говорил, что эмуляция на то время актуальной
PS2 будет нормой в будущем, так оно и вышло.
Уже идёт разработка эмуляторов консолей
8-поколения. Какие-то только начали свой путь, какие-то уже запускают игры. Но итог будет один общий, в будущем эмуляция PS4 и прочих консолей для нас станет обыденностью. И так же будут некоторые кричать, что эмуляция PS5 невозможна, но думаю пример приводить не надо. Единственная серия консолей, которая не имеет нормальных эмуляторов, это Xbox. Первая консоль мало кому интересна, со второй аналогичная ситуация. А вот с
Xbox One интереснее, у него слишком много чего привязано к интернету. И поэтому эмуляция данной консоли будет тем еще испытанием.
© Артем Кирпатовский & greenmile
Источники:
dtf.ru,
en.wikipedia.org
В начало