Xbox — игровая приставка, разработанная и производившаяся компанией
Microsoft. Впервые поступила в продажу 15 ноября 2001 года.
Свои первые шаги в игровой индустрии Microsoft сделала еще в 90-х годах. Если не брать в счет довольно специфическую серию Microsoft Flight Simulator, которая выпускалась с 1982 по 2012 год, то началось все с выпуска набора API DirectX в 1995 году, который был как раз нацелен на более удобную разработку игр для их новой
ОС Windows 95. Первая версия получила название Windows Game SDK, позже переименована в DirectX, более детально на этом моменте останавливаться не будем. Стоит ли напоминать, что DirectX используется для компьютерных и Xbox игр.
В марте 1999 года была анонсирована
PlayStation 2, которая позиционировалась не только как игровая консоль, а и домашний мультимедийный центр, который способен воспроизводить
видео и
музыку. Четверо сотрудников Microsoft из команды разработки
DirectX: Шеймус Блэкли (Seamus Blackley), Кевин Бахус (Kevin Bachus), Отто Беркес (Otto Berkes) и Тед Хейз (Ted Hase) собрались вместе и начали вынашивать идею разработки собственной игровой консоли. Основной идеей команды из Microsoft было создать консоль с широкими возможностями и функциональностью ПК, но простым интерфейсом и быстрой загрузкой игр, как у консолей. И, само собой, по мощности планировалось превзойти PS2 в два раза. 5 мая 1999 года они рассказали свою идею
Биллу Гейтсу, в последствии, он все-таки согласился на столь неожиданный шаг. Также идея пришлась по душе и Эду Фрайсу, который на тот момент был главой игрового подразделения Microsoft. Интересный факт: первый прототип был собран из деталей от
ноутбуков Dell. Рабочим названием было DirectX Box, которое было сокращено до Xbox. Маркетологам корпорации оно не понравилось, но, по итогам проведенной фокус-группы, оказалось, что у простых пользователей несколько иное мнение и название Xbox было окончательным.
Своеобразный второй этап утверждения состоялся 18 июня 1999 года на совещании у Билла Гейтса, где разработку устройства одобряет и
Стив Балмер (Steve Ballmer), но вешают на главного инженера Microsoft Рика Томпсона (Rick Thompson) обязанность контролировать адекватность происходящего. Зеленый свет получен и можно приступать к непосредственной разработке. В июле 1999 года начинаются переговоры с производителями "железа":
AMD,
Intel,
ATI и
Nvidia. По стечению обстоятельств, выбор падает на связку Intel и Nvidia. Предварительные финансовые расчеты ужаснули Рика Томпсона: он предсказывал убытки в $3 млрд за 8 лет, хотя в итоге они были еще больше. В 2005 году потери Microsoft на Xbox достигли $4 млрд. Рик Томпсон покинул компанию в 2000 году, уже после первого представления консоли на GDC 2000.
Внутри Xbox очень напоминала настольный ПК, да и использовала компьютерное "железо", потому получилась достаточно громоздкой и увесистой. Итоговое "железо":
32-битный
Intel Pentium III на 733
МГц, 64 МБ
оперативной памяти,
видеокарта
Nvidia NV2x (GeForce 3/4) 233 МГц,
жёсткий диск на 8
ГБ и поддержка дополнительных карт на 8 МБ. Работала консоль на так называемой Xbox OS — базировалась на архитектуре
Windows, интерфейс — Xbox Dashboard.
После утверждения конфигурации консоли пришло время думать о контенте. В начале 2000 года Шеймус Блэкли и Кевин Бахус занимаются переговорами с разработчиками игр. 14 февраля 2000 Билл Гейтс собрал совещание с командой Xbox чтобы решить: стоит ли ввязываться в данную потенциально очень убыточную авантюру. По результатам нескольких часов Xbox дали добро. А уже 10 марта, в рамках Game Developer Conference, Билл Гейтс лично представляет первую игровую консоль Microsoft. Она была встречена довольно прохладно, что и не удивительно: новый игрок на рынке консолей, без опыта и с туманными перспективами, хотя наличие жесткого диска и кабельного интернет-соединения было воспринято с интересом.
Рик Томпсон уходит из корпорации, а продвижением Xbox теперь будет заниматься президент Entertainment & Devices Division Роберт Бах (Robbie Bach). Эд Фрайс (Ed Fries) отвечает за разработку игр, а к команде присоединяются Джей Аллард (J Allard): Hardware & System Software Development и Митч Кох (Mitch Koch): маркетинг. Далее предстояло обеспечить максимально возможное количество игр для консоли и переговоры с разработчиками и издателями продолжаются. В числе первых удалось договориться с Activision, Eidos, Epic, id Software, THQ, и Lucas Arts, осенью и зимой соглашаются
Konami и
Capcom. Отдельно стоит отметить покупку компании Bungie в июне 2000 за сумму $30 млн, которая подарила миру одну из самых популярных (если не самую популярную) Xbox франшизу Halo. Первая часть была представлена еще в 1999 году для Windows и
Mac, но после покупки компании ситуация изменилась: игра вышла для Xbox в 2001 году, а для PC и Mac — двумя годами позже. В октябре 2007 года Bungie отделилась от Microsoft и стала частной компанией, а права на франшизу Halo остались у Microsoft. С
Electronic Arts договориться было не так легко: компания плотно сотрудничала с
Sony, в частности и над сетевыми сервисами PS2. В декабре удалось договориться на первую пробную линейку игр, преимущественно спортивных, но о поддержке сетевой игры пока речь не идет.
В январе 2001 года Билл Гейтс вместе с Дуэйном "Скалой" Джонсоном проводит презентацию Xbox в рамках
Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Публике показывают финальный дизайн и называют дату начала продаж Xbox.
Интересная ситуация получилась с
SEGA: как позже рассказывал один из бывших сотрудников Microsoft, до разработки Xbox рассматривался вариант покупки SEGA вместе с их консолью
Dreamcast, о которой мы выше писали. Но положение SEGA было плачевным: много долгов, а с попавшей в продажу в 2000 году Sony PlayStation 2 консоль Dreamcast конкурировать толком не могла. 31 января 2001 года было объявлено об окончании производства консоли (хотя продажи восстановленных экземпляров будут возобновлены в 2006 году). Microsoft оперативно подсуетилась и уже 30 марта 2001 года объявила о долгосрочном стратегическом альянсе с SEGA и анонсировала первую линейку игр SEGA для Xbox. Многие проводят параллели и находят сходство между контроллером для Dreamcast и первым вариантом контроллера для Xbox (он же Duke), который пользователи не особо оценили, в результате появился Xbox controller S, которым в дальнейшем и комплектовалась консоль.
Контроллер Dreamcast
Оригинальный контроллер Xbox (Duke)
Обновленный Xbox controller S
Вслед за официальным анонсом на CES 2001 следует очень дорогая и массивная рекламная кампания, а в мае Microsoft проводит презентацию Xbox в рамках
E3. Она прошла довольно печально для Xbox в силу технических неполадок во время самой презентации и стендовых консолей с упрощенным "железом", которое не тянуло некоторые игры. Несмотря на это, реклама сделала свое дело и народ в США ринулся в магазины 15 ноября 2001 за первой партией Xbox по цене в $299 в магазине Toyr 'R Us на Таймс-сквер. Первую консоль вручил лично Билл Гейтс:
Обновленный Xbox controller S
За первые три недели Xbox разошлась тиражом чуть более миллиона экземпляров. Далеко не рекордный показатель, но очень неплохой показатель для первой игровой консоли компании. Тем более, что несколькими днями позже в США была запущена Nintendo
GameCube. Теплее всего консоль приняли в США. Европа и Япония все еще с подозрением относились к первому детищу Microsoft на консольном рынке. Несмотря на это, итоговые продажи Xbox и близко не дотянули до PS2, но оказались выше, чем GameCube и Dreamcast.
© greenmile
Источник: gagadget.com.
В начало