ЭВМHISTORY: Компании / Бренды
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: история брендов, компаний, торговых марок и корпораций

Компании / Бренды | Capcom



история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком

Capcom Co., Ltd. — японская корпорация, один из крупнейших в мире разработчиков и издателей компьютерных видеоигр, со штаб-квартирой в городе Осака.

Capcom родилась в 1979 году как IRM Corporation, компания которая специализировалась на производстве электронных машин. Название, под которым мы сейчас знаем японского разработчика, впервые использовано только спустя четыре года и было оно сокращением от «CAPsule COMputers» (внутри компании этот термин был закреплен за аркадными автоматами). Первоначальной задачей компании являлось написанием программного обеспечения к этим аппаратам. Первые игры, разработанные Capcom обходились без графики, отображаемой на экранах, а внешне они походили на пинбол.

Первая «настоящая» видеоигра этой компании была разработана годом позже, и выпущена на одноимённом аркадном автомате Vulgus. Хоть она и была встречена тепло, до хита ей было еще далеко. Однако, Capcom не потребовалось много времени для того, чтобы выпустить тот продукт, который заложит фундамент её легендарности. В течение десяти лет, прошедших с момента дебюта Vulgus, Capcom разработала такие хиты как Ghosts'n Goblins, Mega Man, Bionic Commando и прежде всего, Street Fighter II.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Vulgus. Игра с которой Capcom начала свой путь разработчика видеоигр


Больше, чем разработчик


Для Европейского игрока, в первую очередь, Capcom знакома как разработчик видеоигр. Но специализация компании намного шире, чем вы могли подумать. В Японии они зарабатывают на разработке торговых автоматов, напрямую относящихся к своим известным брендам, например, Resident Evil. Распространяются они по сети Capcom Plaza. Также компания организует собственные киберспортивные мероприятия.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Capcom Plaza в Токио


Год, когда игры чуть не умерли


1983, год в котором компания IRM решила сосредоточиться на производстве игр, стал черным годом. Именно тогда произошёл печально известный обвал игрового рынка в Северной Америке, в результате которого его оценочная прибыль, всего за насколько месяцев, упала с 3,2 млрд долларов до 100 млн долларов, а тогдашний гигант Atari был сбит с ног. Главным событием этого периода времени, стало завоевание Nintendo контроля над большей частью рынка в США. А Capcom, в свою очередь, превратилась в одного из ведущих разработчиков игр для консоли этой компании.

Street Fighter II заслуживает особого внимания, потому что это был, пожалуй, самый большой релиз компании в её истории, и один из самых величайших хитов в игровом сообществе. Выпущенное в 1991 году продолжение игры четырехлетней давности, представило новую механику (комбо), которая стала основой для разного вида убийств, и от которой игроки просто сошли с ума. Сначала они штурмовали игровые автоматы, а затем магазины с консолями. Это игра, безусловно, стала главным финансовым столпом Capcom на следующее десятилетие, наверное, только Tetris может конкурировать с нею в плане переизданий, портов и обновлений.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Street Fighter II - игра, которая вызывала безумие у игроков того времени

В течение долгого времени, прежде чем мы услышали о HD-версиях, ремастерах или коллекционных изданий игр, Capcom, с частотой пулеметного выстрела выпускала новые серии и обновляла релизы своих самых популярных хитов.

В период PlayStation компания перешла в эпоху 3D, определив развития ужасов своей Resident Evil, а затем доказав двумя продолжениями этого тайтла и релизом двойника в лице Dino Crisis, что этот жанр принадлежит им. Благодаря контракту с Marvel, рынок файтингов был расширен, и теперь он включает в себя серию ставшей классикой, Marvel vs Capcom.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
До первого Resident Evil были другие игры, которые пытались напугать игрока, в том числе созданные Capcom, но титул лучшей принадлежит именно Resident Evil


Пристанище талантов


Многие таланты игровой индустрии прошли через Capcom. Именно здесь начинал Синдзи Миками, который после таких работ, как Resident Evil и Dino Crisis, продолжил свою карьеру в PlatinumGames выпустив Vanquishem, и Tango Gemeworks работая над The Evil Within.

Хидеки Камия также начинал свой путь в Capcom, где его первым проектом был Resident Evil 2. Для Capcom Камия также создал такие серии, как Devil May Cray, Viewtiful и Okami, а позже, уже в качестве соучредителя PlatinumGames, выпустил серию Bayonetta.

Известные создатели, такие как Акира Китамура (Mega Man), Акира Нишитани (Street Fighter II), Йошинори Оно (серия Street Fighter), Хидеки Ицуно (Devil May Cry 3 – 5, Dragon’s Dogma) оказали большое влияние на развитие компании.

Времена PlayStation 2 и Xbox были удачными для Capcom. Даже если компания иногда терпела неудачи, как в случае Devil May Cry 2 или Dino Crisis 3, за счет других хитов, её было легко простить. В общем, не было никаких признаков неминуемого кризиса.


Японский кризис


Однако, кризис наступил, когда появилось седьмое поколения консолей (Xbox 360 и PlayStation 3). Обновленные платформы предложили впечатляющий графический и технологический прирост, но для того, чтобы его реализовать требовался колоссальный объём работы, который напрямую зависел от финансовых вложений. Как оказалось, крупнейшим японским компаниям, не только Capcom, но и Square Enix, Konami или Bandai Namco, адаптация к этим реалиям далась намного труднее, чем западным конкурентам.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Lost Planet

Изначально у Capcom всё было хорошо. Первые релизы на X360 и PS3 такие, как Dead Rising, Lost Planet, Devil May Cry 4 и Street Fighter 4 получились успешными. Однако управление компании начало понимать, что, хотя их игры по-прежнему находят миллионы покупателей, они постепенно становятся все более требовательными к производству, при этом, продажи не увеличиваются.

Одной из контрмер было сосредоточиться на агрессивной политике, связанной с платным дополнительным контентом. Даже если идея с DLC была прибыльной для компании, в среде фанатов она оказалась ненавистной и привела к нескольким крупным скандалам. Одним из самых известных для нового поколения игроков является пример с Street Fighter X Tekken от 2012 года, где дополнительный контент был спрятан на первых компакт-дисках, а значит игроки платили не за новый контент, а лишь разблокировали уже существующий (аналог демоверсии за который ты должен заплатить дважды). Репутация компании начала стремительно падать.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком

Вторым методом, к которому прибегли боссы Capcom, заключался в отказе традиционного японского стиля своих флагманских серий в угоду западного рынка. Так были открыты филиалы компании вне территории Японии.

После первых довольно успешных игр, серия Lost Planet была полностью нейтрализована третьей частью в 2013 году. Второй Dead Rising 2010 года (и первый, сделанный на западе), все еще были успешным, но два последующих его продолжения вызвали гораздо меньший успех. Разработанный командой Ninja Theory в 2013 году Devil May Cry был неожиданным, поскольку новая версия популярной серии, полностью превзошла ожидания фанатов и вызвала лавину ярости.


94% на пару


DmC: Devil May Cry может похвастаться более чем 9000 отзывов в Steam, 94% из которых являются положительными. Результат приличный, но, во-первых, средний рейтинг консольных версий на портале Metacritic колеблется вокруг 5. Во-вторых, мы все знаем, что во время премьеры, игра в Японии продалась в два раза хуже, чем Devil May Cry 4.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Ninja Theory сделали хорошую игру, но плохую Devil May Cry

Зарубежные сотрудники Capcom оказались недостаточно талантливыми для создания игр выдерживающею планку качества заданною японскими коллегами, даже тесное сотрудничество не дало им каких-то приоритетов. Однако, главная проблема заключалась в другом. Желая сделать свои игры боле открытыми для Запада, японцы лишили их функций, отличавших от конкурентов, что во многом и было главной причиной успеха. В результате этой кампании, созданные игры оказались подделками американских и европейских релизов, слишком слабыми, чтобы привлечь новых людей, и лишенными того, что полюбилось старым фанатам в предыдущих сериях игр.

Тем не менее, у отделов компании, расположенных в Стране Восходящего Солнца, начали возникать все больше и больше проблем. Для того, чтобы не отставать от конкурентов, хорошим вариантом виделась разработка Resident Evil 6, которая хоть и получила смешанные отзывы, продажи она установила действительно приличные. А Street Fighter V 2016 года, наоборот стала полностью провальным продуктом с серьезными проблемами в сетевом режиме.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Resident Evil 6


Крупнейшие бестселлеры Capcom – официальные данные за февраль 2019 года:

  • Monster Hunter: World (PS4, XONE, PC) - продано 11,9 миллиона копий
  • Resident Evil 5 (PS3, X360) - продано 7,4 миллиона копий
  • Resident Evil 6 (PS3, X360) - продано 7,2 миллиона копий
  • Street Fighter II (SNES) - продано 6,3 миллиона копий
  • Resident Evil VII: Biohazard (PS4, XONE, PC) - продано 6,1 миллиона копий
  • Resident Evil 2 - версия 1998 года (PS) - продано 4,96 миллиона копий
  • Monster Hunter Freedom 3 (PSP) - продано 4,9 миллиона копий
  • Monster Hunter X (3DS) - продано 4,3 миллиона копий
  • Monster Hunter 4 Ultimate (3DS) - продано 4,2 миллиона копий
  • Monster Hunter 4 (3DS) - продано 4,1 миллиона копий

Возрождение


Во время восьмого поколения консолей Capcom всё также находился в затянувшемся кризисе, с запятнанной репутацией и крайне плачевной финансовой ситуацией. Необходимы срочные меры по исправлению положения, на этот раз ради того, чтобы исправить свои прошлые промахи. Но нужно не забывать, что вероятнее всего это был их последний шанс, потому как очередной крах не дал бы подняться Capcom снова.
Компания решила вернуться к истокам. Сотрудничество с западными разработчиками, как и отдаление от собственного «японского» стиля были прекращены. Также было решено извинится перед поклонниками и заявить, что впредь главной задачей новых игр будет удовлетворение старых фанатов, и только потом поиск новых.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Resident Evil VII воскресил веру поклонников не только в будущее серии, но и в Capcom

Первый звоночек, символизирующий возрождения Capcom, прозвучал в 2017 году, тогда он ознаменовал появление Resident Evil VII оторванного от реальности предыдущих трех частей серии и возвращающихся к своим корням. Хотя продажи игры не были впечатляющими (на самом деле, они оказались хуже предыдущей части, которая несмотря на посредственные отклики, была лучшим коммерческим успехом за последнее десятилетие), она была встречена с большим теплом. По словам создателей, они сейчас больше озабочены отзывами игроков, нежели количеством продаж, и это именно то, что нужно было сказать, для того чтобы начать возвращать свою репутацию.


RE Engine


В то время как большинство разработчиков делают ставки на движки от других разработчиков, Capcom по-прежнему придерживается собственных решений. Для нужд Resident Evil VII, они разработали собственный движок RE Engine (название, вопреки возникшей ассоциации, не походит от серии ужасов, это сокращение от «Reach for the moon»). Он применяется в высокобюджетных играх своего производителя. В этом году, мы увидели его возможности в Resident Evil 2 и Devil May Cry 5.

REVII оказался маленьким успехом, но компании по-прежнему нужен большой хит, который стабилизирует внутреннюю финансовую ситуацию, а такое создание требует большого вложения. Таким образом на кон было поставлено всё, один проект, который истощил все резервы компании. Удивительно, что это был не один из самых узнаваемых активов Capcom. Monster Hunter – экшен серия, которая хоть и пользовалась популярностью среди игроков Азии, для западного рынка была в диковинку.

история, успех, компания, бренд, brand, company, capcom, капком
Если бы Monster Hunter: World не преуспел в финансовом плане, у компании почти наверняка не было бы денег на создание Resident Evil 2 и Devil May Cry 5 в том виде, в котором они дебютировали.

Серия Monster Hunter была запущена на PlayStation 2, а в последние годы она в основном выходила на мобильных платформах. Новое издание под названием Monster Hunter: World должно было получить бюджет, достойный игр AAA, сильную рекламную кампанию и появиться на PlayStation 4 и Xbox One, впервые в истории серии, во всем мире. Кроме того, высокий порог вхождения присущий прошлым частям, должен был быть немного ослаблен, для привлечения ряда новых игроков. Но на этот раз Capcom, не собиралась допускать ошибки прошлого, поэтому даже не думала отрываться от своих японских корней, и высокого уровня сложности.

Чрезвычайно рискованный проект обернулся феноменальным успехом. Monster Hunter: World увидел мир в январе 2018 года, и привлек к себе как новых фанатов, так и удовлетворил потребности старых. Игра стала самой продаваемой в истории Capcom. Японцам удалось создать игру, в которой удачно сочетается дух классических хитов с современными решениями.


Вердикт


Capcom находится в удивительном состоянии, и ко всему прочему, снова занимает лидирующие позиции лучших разработчиков мира. А её богатый запас игр заставляет задуматься над тем, каким же будет их следующий ход, или несколько ходов, ведь финансовая ситуация в компании снова в порядке. Так или иначе, мы в любом случае будем наблюдать за информацией о новых проектах компании.

© GrimeShow
Для dtf.ru



В начало


Компании / Бренды | Capcom



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика