ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: мир игр. Игровые автоматы, аркады, приставки, консоли, портативные игровые устройства, симуляторы, эмуляторы, игры

Игровые приставки | PC Engine (TurboGrafx-16)



Первая значимая война между производителями консолей (Sega и Nintendo) случилась именно во времена четвёртого поколения консолей. Однако первой системой поколения была TurboGrafx-16 от NEC. У её создателей были отличные игры, но компания отличалась медлительностью, слабой и отвратительной рекламой.

История создания первой консоли четвёртого поколения начинается с того, что японская компания Hudson Soft (сейчас поглощена Konami) создала для Nintendo новый графический процессор. Однако лидер японского консолестроения отказался принимать её разработку. В то же время другая крупная японская компания NEC (многим известна как производитель мониторов) решила попробовать себя в роли производителя платформы для видеоигр. Разработки Hudson показались NEC интересными. В сравнении с третьим поколением консолей они были более продвинутыми.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

Hudson собиралась использовать в новой приставке 16-разрядный графический чип, так как стало известно, что Sega и Nintendo уже начинают готовить новые продукты с 16-битными компонентами. У новой консоли были все шансы стать первой в новом поколении, что могло принести неплохие доходы.

Hudson владела собственной разработкой под именем HuCard, позже названной в Северной Америке Turbochip. Преимуществом HuCard был её компактный размер (примерно как визитка, но немного толще) и возможность хранить до 20 МБ информации, что было достаточно для любой игры того времени. Она была хорошей заменой громоздким картриджам.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

Также впервые было предложено выпускать в качестве отдельного устройства для консоли CD-ROM-привод.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

В сочетании с сильной линейкой программного обеспечения и сторонней поддержкой высококлассных разработчиков Namco и Konami продукт не мог провалиться.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

При размере 14x14x3,8 см консоль была очень компактной, с элегантным и привлекательным дизайном. Материнская плата консоли насчитывала три чипа, на корпусе только кнопка питания, порт для одного джойстика, разъём для игровой карточки HuCard, антенный выход, переключатель ТВ-канала и разъём для расширений. Отдельное периферийное устройство TurboTap позволяло подключать до пяти геймпадов.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

Технические характеристики:

  • процессор: 8-битный MOS Technology 65SC02 (HuC6280 от Hudson), работающий на частоте от 1,79 МГц до 7,16 МГц
  • видеопроцессор: два 16-битных процессора — HuC6270 и HuC6260
  • оперативная память: 8 КБ
  • видеопамять: 64 КБ
  • разрешение экрана: 256x216 пикселей
  • количество цветов: 512 (одновременно на экране до 482)
  • спрайты: до 64, размерами 16x16, 16x32, 16x64, 32x16, 32x32, 32x64; до 16 цветов

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка
Материнская плата TurboGrafx-16

30 января 1987 года в Японии появилась приставка PC Engine. К 1988 году её продажи превзошли Famicom в годовом исчислении и намного опередили Sega в Японии.


«The Higher Energy Video Game System»


Пора было двигаться на мировой рынок, но NEC решила, что сначала ей нужно покорить Северную Америку. Создатели посчитали, что название PC Engine и небольшой размер не понравятся американским потребителям. Для консоли было придумано имя TurboGrafx-16, её сделали в два раза длиннее, хотя внутри она была точно такой же, с тем же одним разъёмом для геймпада.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

Процесс переделывания консоли затянулся, она появилась только в августе 1989 года по цене $199,99 (эквивалентно современным $395), спустя две недели после выпуска американской версии консоли Sega Genesis. Въедливые американцы, подстёгиваемые издевательской рекламой от Sega, в том, что TurboGrafx-16 — первая 16-битная консоль, начали разбираться в деталях. На тот момент многие не понимали, что такое эти «16 бит». Было понимание, что чем больше бит, тем лучше. У TurboGrafx-16 действительно двойной 16-битный графический процессор, но основной процессор был 8-битным, работающий на скорости до 7 МГц. Он больше известен тем, что умеет хорошо воспроизводить звук.

Первоначально TurboGrafx-16 продавалась в качестве прямого конкурента NES, а ранние телевизионные объявления рекламировали превосходную графику и звук новинки.

Противостояние TurboGrafx-16 и Sega началось на рождество 1989 года. Обе компании изрядно вложились в рекламные кампании, но у Sega было преимущество. В комплекте поставки к Sega Genesis входила игра Altered Beast, TurboGrafx-16 предлагала объективно более слабую Keith Courage in Alpha Zones. На тот момент у Sega был ещё один серьёзный козырь — Phantasy Star 2, в то время как ролевые игры появились у конкурента лишь год спустя. NEC медленно переводила и выпускала свои отличные японские эксклюзивы. Множество достойных игр так и не добрались до США.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка
Cлева Keith Courage in Alpha Zones, справа Altered Beast

Sega быстро затмила конкурента, а 750 тысяч устройств, с которыми NEC пришла в Америку значительно превышали спрос. Hudson Soft успела неплохо заработать на деталях для приставок, поставлявшихся по предоплате, но к 1990 году NEC стало понятно, что продажи слишком низкие. NEC решает отменить крупный европейский релиз консоли, она, конечно, появилась с дизайном американской версии и названием «TurboGrafx» в Великобритании, Испании и Португалии. Консоль европейской версии PC Engine продавалась во Франции.

К марту 1991 года NEC удалось продать 750 тысяч TurboGrafx-16 на территории США, в этом же году в Японии выпускают новую модель консоли — PC Engine Duo, которая одновременно может воспроизводить HuCard и CD-ROM. Таким образом, NEC стала пионером консолей, выпущенных со встроенным приводом CD-ROM. В следующем году на рынок США попадает её американская версия TurboDuo.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка
Cлева Keith Courage in Alpha Zones, справа Altered Beast

Почти одновременно Sega выпускает конкурента — Sega CD. NEC создаёт рекламу, в которой смеётся над тем, что за одни и те же деньги в комплекте с TurboDuo идут пять игр, тогда как покупателям Sega CD необходимо приобрести консоль Sega Genesis и отдельно игры. В играх на CD-дисках появились видеовставки, игры стали более продолжительными, а саундтрек более качественным. Но это не было каким-то серьёзным прорывом.

Маркетинговая кампания была откровенно грубоватой. Персонаж Johnny Turbo истреблял силы, которые обманывали детей, заставляя поверить, что Sega CD первая CD-система в мире. Она подорвала продажи TurboDuo. Sega CD также не стала очень популярной.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

С библиотекой игр у PC Engine/TurboGrafx-16 дела обстояли непросто. В Японии у неё была неплохая линейка продуктов, но для продвижения приставки в Америке ей было необходимо заручиться поддержкой местных разработчиков игр. И здесь возникала классическая петля: серьёзные производители не хотели делать игры для непопулярной консоли, а консоль не могла стать популярной без поддержки авторитетных игроделов. Поэтому многие игры для TurboGrafx-16 писались NEC или Hudson.

К счастью, региональные ограничения между консолями двух регионов легко обходились, и играть в карточки друг друга можно было без проблем, поэтому в Америке были доступны все игры из Японии без перевода. С компакт-дисками ситуация обстояла по-другому. Был разный формат записи дисков: обычные CD, Super-CD и Arcade-CD для специальных системных карточек и других модификаций системы, что создавало дополнительные трудности.

pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

Для приставки с 8-битным процессором TurboGrafx-16 могла очень многое. Она превосходила своих 8-битных конкурентов в количестве цветов и спрайтов на экране, но не могла скролить больше одного слоя в фоне. 16-битные конкуренты умели Parallax Scrolling (эффект трёхмерного пространства, когда несколько фоновых слоёв с различными текстурами двигаются с разной скоростью), поэтому затмевали консоль от NEC красотой картинки. Также в базовой комплектации у TurboGrafx-16 было 8 КБ оперативной памяти, в то время как у Sega Mega Drive их было 64, а у Super Nintendo — 128. Те, кто умел сравнивать цифры, понял, что TurboGrafx-16 — это консоль с достаточно слабыми для современного поколения характеристиками.

Остановимся подробнее на играх.

  • На PC Engine/TurboGrafx-16 было большое количество стрелялок: Super Star Soldier, Blazing Lazers, Salamander, Parodius, R-Type, Soldier Blade, Magical Chase, Raiden — лучшие среди них.
  • Ролевых игр было немного, но были и достойные проекты — Cadash, Dungeon Explorer, Dungeons & Dragons: Order of the Griffon, Military Madness, Tower of Druaga.
  • Множество платформеров, среди которых и самая продаваемая игра платформы и её визитная карточка, подобно Mario для Nintendo и Sonic для Sega, — Bonk’s Adventures. Эталонный эксклюзив с великолепным дизайном и оформлением уровней. Заслуживают внимание Bonk's Revenge, Bonk 3: Bonk's Big Adventure, Aoi Blink, New Adventure Island, Ninja Spirit, Son Son II и, конечно, Castlevania: Rondo of Blood.
pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

  • Шутер от первого лица — Silent Debuggers.
  • Спортивная линейка была слабой. Выделить можно только Davis Cup Tennis.
  • Гонки — Final Lap Twin, Chase HQ, MotoRoader.
  • Bomberman знают все, а вот то, что её разработала Hudson Soft, — немногие.
  • А слышали ли вы когда-нибудь про первую часть Street Fighter? Вторая часть известна всем, а вот первая часть перекочевала с игровых автоматов на TurboGrafx-CD под названием Fighting Street.
pcengine, turbografx, 16, game, консоль, приставка

Последней игрой на HuCard стала 21 Emon: Mezase! Hotel O в 1994 году, на CD-ROM ей стала Dead of the Brain Part 1 & 2, выпущенная в 1999 году.

Всего для платформы вышло 650 видеоигр на HuCard и CD-ROM, из них специально для США всего лишь 138.

За время существования консоли появилось 12 модификаций, продано около 10 миллионов устройств.

Ошибка NEC была в том, что ей надо было двигаться на мировой рынок раньше, раньше начинать выпускать игры на компакт-дисках, быстрее переводить свои популярные тайтлы. Возможно, в этом случае она добилась бы большей распространённости и стала известней. А так о существовании приставки TurboGrafx-16 знают немногие. Она пыталась конкурировать с Sega, но это ей удавалось лишь на начальном этапе и только в Японии. Рекламная кампания TurboGrafx-16 также была очень слабой, в то время как Sega и Nintendo не жалели средств на продвижение своих продуктов.

Некоторые до сих пор считают, что PC Engine/TurboGrafx-16 незаслуженно относят к четвёртому поколению консолей, ведь внешний вид её игр и спецификации не дотягивают до Mega Drive и SNES. Тем не менее все авторитетные источники считают, что именно она начала новую эпоху в развитии видеоигр, к которой себя же и причислила.

© Дмитрий Кривов

Для www.gametech.ru


В начало


Игровые приставки | PC Engine (TurboGrafx-16)



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика