Первая значимая война между производителями консолей (Sega и Nintendo) случилась именно во времена четвёртого поколения консолей. Однако первой системой поколения была TurboGrafx-16 от NEC. У её создателей были отличные игры, но компания отличалась медлительностью, слабой и отвратительной рекламой.
История создания первой консоли четвёртого поколения начинается с того, что японская компания Hudson Soft (сейчас поглощена Konami) создала для Nintendo новый графический процессор. Однако лидер японского консолестроения отказался принимать её разработку. В то же время другая крупная японская компания NEC (многим известна как производитель мониторов) решила попробовать себя в роли производителя платформы для видеоигр. Разработки Hudson показались NEC интересными. В сравнении с третьим поколением консолей они были более продвинутыми.
Hudson собиралась использовать в новой приставке 16-разрядный графический
чип, так как стало известно, что Sega и Nintendo уже начинают готовить новые продукты с 16-битными компонентами. У новой консоли были все шансы стать первой в новом поколении, что могло принести неплохие доходы.
Hudson владела собственной разработкой под именем
HuCard, позже названной в Северной Америке
Turbochip. Преимуществом HuCard был её компактный размер (примерно как визитка, но немного толще) и возможность хранить до 20
МБ информации, что было достаточно для любой игры того времени. Она была хорошей заменой громоздким
картриджам.
Также впервые было предложено выпускать в качестве отдельного устройства для консоли
CD-ROM-привод.
В сочетании с сильной линейкой программного обеспечения и сторонней поддержкой высококлассных разработчиков Namco и Konami продукт не мог провалиться.
При размере 14x14x3,8 см консоль была очень компактной, с элегантным и привлекательным дизайном.
Материнская плата консоли насчитывала три чипа, на корпусе только кнопка питания, порт для одного
джойстика, разъём для игровой карточки HuCard,
антенный выход, переключатель
ТВ-канала и разъём для расширений. Отдельное периферийное устройство TurboTap позволяло подключать до пяти геймпадов.
Технические характеристики:
- процессор: 8-битный MOS Technology 65SC02 (HuC6280 от Hudson), работающий на частоте от 1,79 МГц до 7,16 МГц
- видеопроцессор: два 16-битных процессора — HuC6270 и HuC6260
- оперативная память: 8 КБ
- видеопамять: 64 КБ
- разрешение экрана: 256x216 пикселей
- количество цветов: 512 (одновременно на экране до 482)
- спрайты: до 64, размерами 16x16, 16x32, 16x64, 32x16, 32x32, 32x64; до 16 цветов
Материнская плата TurboGrafx-16
30 января 1987 года в Японии появилась приставка
PC Engine. К 1988 году её продажи превзошли
Famicom в годовом исчислении и намного опередили
Sega в Японии.
«The Higher Energy Video Game System»
Пора было двигаться на мировой рынок, но NEC решила, что сначала ей нужно покорить Северную Америку. Создатели посчитали, что название PC Engine и небольшой размер не понравятся американским потребителям. Для консоли было придумано имя TurboGrafx-16, её сделали в два раза длиннее, хотя внутри она была точно такой же, с тем же одним разъёмом для геймпада.
Процесс переделывания консоли затянулся, она появилась только в августе 1989 года по цене $199,99 (эквивалентно современным $395), спустя две недели после выпуска американской версии консоли Sega Genesis. Въедливые американцы, подстёгиваемые издевательской рекламой от Sega, в том, что TurboGrafx-16 — первая 16-битная консоль, начали разбираться в деталях. На тот момент многие не понимали, что такое эти «16 бит». Было понимание, что чем больше бит, тем лучше. У TurboGrafx-16 действительно двойной 16-битный графический процессор, но основной процессор был 8-битным, работающий на скорости до 7 МГц. Он больше известен тем, что умеет хорошо воспроизводить
звук.
Первоначально TurboGrafx-16 продавалась в качестве прямого конкурента NES, а ранние
телевизионные объявления рекламировали превосходную графику и звук новинки.
Противостояние TurboGrafx-16 и Sega началось на рождество 1989 года. Обе компании изрядно вложились в рекламные кампании, но у Sega было преимущество. В комплекте поставки к Sega Genesis входила игра Altered Beast, TurboGrafx-16 предлагала объективно более слабую Keith Courage in Alpha Zones. На тот момент у Sega был ещё один серьёзный козырь — Phantasy Star 2, в то время как ролевые игры появились у конкурента лишь год спустя. NEC медленно переводила и выпускала свои отличные японские эксклюзивы. Множество достойных игр так и не добрались до США.
Cлева Keith Courage in Alpha Zones, справа Altered Beast
Sega быстро затмила конкурента, а 750 тысяч устройств, с которыми NEC пришла в Америку значительно превышали спрос. Hudson Soft успела неплохо заработать на деталях для приставок, поставлявшихся по предоплате, но к 1990 году NEC стало понятно, что продажи слишком низкие. NEC решает отменить крупный европейский релиз консоли, она, конечно, появилась с дизайном американской версии и названием «TurboGrafx» в Великобритании, Испании и Португалии. Консоль европейской версии PC Engine продавалась во Франции.
К марту 1991 года NEC удалось продать 750 тысяч TurboGrafx-16 на территории США, в этом же году в Японии выпускают новую модель консоли —
PC Engine Duo, которая одновременно может воспроизводить HuCard и CD-ROM. Таким образом, NEC стала пионером консолей, выпущенных со встроенным приводом CD-ROM. В следующем году на рынок США попадает её американская версия
TurboDuo.
Cлева Keith Courage in Alpha Zones, справа Altered Beast
Почти одновременно Sega выпускает конкурента —
Sega CD. NEC создаёт рекламу, в которой смеётся над тем, что за одни и те же деньги в комплекте с TurboDuo идут пять игр, тогда как покупателям Sega CD необходимо приобрести консоль Sega Genesis и отдельно игры. В играх на CD-дисках появились видеовставки, игры стали более продолжительными, а саундтрек более качественным. Но это не было каким-то серьёзным прорывом.
Маркетинговая кампания была откровенно грубоватой. Персонаж
Johnny Turbo истреблял силы, которые обманывали детей, заставляя поверить, что Sega CD первая CD-система в мире. Она подорвала продажи TurboDuo. Sega CD также не стала очень популярной.
С библиотекой игр у PC Engine/TurboGrafx-16 дела обстояли непросто. В Японии у неё была неплохая линейка продуктов, но для продвижения приставки в Америке ей было необходимо заручиться поддержкой местных разработчиков игр. И здесь возникала классическая петля: серьёзные производители не хотели делать игры для непопулярной консоли, а консоль не могла стать популярной без поддержки авторитетных игроделов. Поэтому многие игры для TurboGrafx-16 писались NEC или Hudson.
К счастью, региональные ограничения между консолями двух регионов легко обходились, и играть в карточки друг друга можно было без проблем, поэтому в Америке были доступны все игры из Японии без перевода. С компакт-дисками ситуация обстояла по-другому. Был разный формат записи дисков: обычные CD, Super-CD и Arcade-CD для специальных системных карточек и других модификаций системы, что создавало дополнительные трудности.
Для приставки с 8-битным процессором TurboGrafx-16 могла очень многое. Она превосходила своих 8-битных конкурентов в количестве цветов и спрайтов на экране, но не могла скролить больше одного слоя в фоне. 16-битные конкуренты умели Parallax Scrolling (эффект трёхмерного пространства, когда несколько фоновых слоёв с различными текстурами двигаются с разной скоростью), поэтому затмевали консоль от NEC красотой картинки. Также в базовой комплектации у TurboGrafx-16 было 8 КБ оперативной памяти, в то время как у Sega Mega Drive их было 64, а у Super Nintendo — 128. Те, кто умел сравнивать
цифры, понял, что TurboGrafx-16 — это консоль с достаточно слабыми для современного поколения характеристиками.
Остановимся подробнее на играх.
- На PC Engine/TurboGrafx-16 было большое количество стрелялок: Super Star Soldier, Blazing Lazers, Salamander, Parodius, R-Type, Soldier Blade, Magical Chase, Raiden — лучшие среди них.
- Ролевых игр было немного, но были и достойные проекты — Cadash, Dungeon Explorer, Dungeons & Dragons: Order of the Griffon, Military Madness, Tower of Druaga.
- Множество платформеров, среди которых и самая продаваемая игра платформы и её визитная карточка, подобно Mario для Nintendo и Sonic для Sega, — Bonk’s Adventures. Эталонный эксклюзив с великолепным дизайном и оформлением уровней. Заслуживают внимание Bonk's Revenge, Bonk 3: Bonk's Big Adventure, Aoi Blink, New Adventure Island, Ninja Spirit, Son Son II и, конечно, Castlevania: Rondo of Blood.
- Шутер от первого лица — Silent Debuggers.
- Спортивная линейка была слабой. Выделить можно только Davis Cup Tennis.
- Гонки — Final Lap Twin, Chase HQ, MotoRoader.
- Bomberman знают все, а вот то, что её разработала Hudson Soft, — немногие.
- А слышали ли вы когда-нибудь про первую часть Street Fighter? Вторая часть известна всем, а вот первая часть перекочевала с игровых автоматов на TurboGrafx-CD под названием Fighting Street.
Последней игрой на HuCard стала 21 Emon: Mezase! Hotel O в 1994 году, на CD-ROM ей стала Dead of the Brain Part 1 & 2, выпущенная в 1999 году.
Всего для платформы вышло 650 видеоигр на HuCard и CD-ROM, из них специально для США всего лишь 138.
За время существования консоли появилось 12 модификаций, продано около 10 миллионов устройств.
Ошибка NEC была в том, что ей надо было двигаться на мировой рынок раньше, раньше начинать выпускать игры на компакт-дисках, быстрее переводить свои популярные тайтлы. Возможно, в этом случае она добилась бы большей распространённости и стала известней. А так о существовании приставки TurboGrafx-16 знают немногие. Она пыталась конкурировать с Sega, но это ей удавалось лишь на начальном этапе и только в Японии. Рекламная кампания TurboGrafx-16 также была очень слабой, в то время как Sega и Nintendo не жалели средств на продвижение своих продуктов.
Некоторые до сих пор считают, что PC Engine/TurboGrafx-16 незаслуженно относят к четвёртому поколению консолей, ведь внешний вид её игр и спецификации не дотягивают до Mega Drive и SNES. Тем не менее все авторитетные источники считают, что именно она начала новую эпоху в развитии видеоигр, к которой себя же и причислила.
© Дмитрий Кривов
Для www.gametech.ru
В начало