Музыкальная рабочая станция — электромузыкальный инструмент, объединяющий в одном корпусе драм-машину, синтезатор, секвенсор, процессор эффектов, и, как правило, оборудованный клавиатурой фортепианного типа. Современные рабочие станции также обладают семплером и иногда выпускаются в бесклавиатурном (модульном) исполнении. Благодаря такой комбинации, рабочая станция позволяет обеспечить полный цикл создания, обработки и воспроизведения электронной музыки без принципиальной необходимости использования дополнительного оборудования. BR>
В современных условиях определение рабочей станции весьма условно, обычно сами производители электромузыкальных инструментов относят или не относят тот или иной свой продукт к данному классу. Рабочие станции с повышенными интерактивными возможностями (прежде всего, оборудованные автоаккомпанементом) некоторые производители выделяют в подкласс аранжировочных станций.
История
Появление первых музыкальных рабочих станций относят к концу 1970-х годов. Возможность их появления была обусловлена миниатюризацией микроэлектроники и развитием технологий электронного синтеза. Первые рабочие станции — клавишные инструменты New England Digital Synclavier и Fairlight CMI были оборудованы управляющими микропроцессорами и флоппи-дисководом для хранения банков звуков.
Появление в 1982 году стандарта MIDI для кодирования элементарных музыкальных событий, а также появление возможности хранения банков звуков в оперативной памяти создали предпосылки для следующего поколения рабочих станций. К этому же времени относится внедрение более развитых средства пользовательского интерфейса (алфавитно-цифровые дисплеи, интерфейс с персональными компьютерами) и модульные возможности программного обеспечения (позволяющие формировать и подгружать различные группы цифровых эффектов, добавлять новые возможности по обработке путём программной модификации и дополнения), поддержка кодирования временнОй информации по стандарту SMPTE.
В 1990-е годы благодаря стандартизации форматов представления семплов и их библиотек рабочие станции стали оснащаться семплерами, с середины — конца 1990-х наличие семплера фактически становится обязательным атрибутом рабочей станции. В это же время появляется развитое программное обеспечение для создания музыки на персональных компьютерах, и многие рабочие станции получили интерфейс взаимодействия с такими программами. Выпуск рабочих станций осваивают такие массовые производители, как Yamaha, Roland, Korg, Akai, снижается стоимость электронных компонентов и рабочие станции в 1990-е годы существенно дешевеют, становясь доступными для широкого круга потребителей. Наконец, миниатюризация электроники 1990-х годов и повышение интерактивности, ставшей возможной за счёт значительного прироста производительности вычислительных компонентов, позволили всё чаще использовать рабочие станции не только для студийной работы, но и для концертной деятельности.
Рабочие станции 2000-х годов выделяются прежде всего усовершенствованным пользовательским интерфейсом — большие экраны, в том числе сенсорные, позволяют интегрировать в рабочей станции широкие пользовательские возможности программного обеспечения для создания музыки, ранее доступного только на компьютерах. Уровень развития микроэлектроники начала XXI века позволяет использовать алгоритмы обработки звука и поддержки создания композиций существенно более сложные, чем ранее.
Начнём с главного
Если вам приспичило изображать из себя Two Steps From Hell или X-Ray Dog в единственном числе, если вы имеете хотя бы начальные навыки игры на фортепиано (или даже не имеете их) и у вас есть midi-клавиатура, вы рано или поздно захотите обзавестись хотя бы виртуальной, но – рабочей станцией.
Современная рабочая станция напоминает собой тот самый старый детский конструктор – много деталей, связанных между собой,из которых получается нечто, что можно сделать похожим на музыку. Во главе угла – синтезатор.
Точнее, не синтезатор – глупый дешевый синтезатор из супермаркета здесь не подойдет — нужна именно midi-клавиатура. Вопить от досады и заламывать руки не стоит – она стоит даже дешевле недорогого синтезатора, и всего за полторы сотни долларов можно купить отменный инструмент, который долгие годы будет тешить вам душу.
Успокойтесь – звук там будет куда лучше, чем в каком-либо обычном синтезаторе, за исключением одного – он целиком и полностью будет зависеть от компьютера. Я тоже несколько косо смотрел на вариант заведения рабочей станции, считая, что в группе должен быть нормальный синтезатор. Когда распробовал, что же это такое, то кардинально изменил свое мнение.
Сейчас я соглашусь иметь обычную клавиатуру и ноут с мало-мальскими хорошими колонками, чем самый «навороченный» синтезатор из супермаркета, но у которого нет midi-выхода. По моему мнению, его отсутствие серьезно убедняет возможности инструмента, пусть там даже 88-динамические клавиши, джойстик модуляции звука и банк на пару тысяч пластмассовых звуков, которые и слушать-то тошно. Игрушка для любителей.
Скажем даже так: вам необязательно иметь даже midi-клавиатуру – если вы такой же извращенец, как и я в юности, то вам не составит труда наловчиться наигрывать мелодии на тех трех октавах, что дает…. обычная стандартная компьютерная клавиатура!
И не надо забрасывать меня камнями за святотатство – в дальнюю дорогу полноразмерную рабочую станцию с собой не возьмешь, а вот взять с собой ноут не составит никакого труда. Если учесть, что вдохновение – ресурс важный и невосполнимый, то данное обстоятельство серьезно увеличивает ваши шансы словить удачу за хвост и записать что-нибудь интересное на ближайшей автостоянке, подпитав свою студию звукозаписи на коленях от прикуривателя.
Но это уже совсем экстремальный вариант. Давайте все-таки для начала рассмотрим, что же представляет из себя современная рабочая станция, и что в ней должно быть. Итак, приступаем:
Клавиатура фортепианного типа. Пожалуй, на этом ее родство с привычным синтезатором заканчивается, хотя это именно тот самый синтезатор, о котором бредили наши предки.
Драм-машина. Рано или поздно вам захочется создавать семплы ударных, хотя вы можете откопать подходящие лупы, которые вам заменят и талант, и воображение. А если серьезно, то порой готовые лупы и петли эффектов могут серьезно подстегнуть вашу фантазию и дать стимул для написания новой композиции. В реальности драм-машина чаще представлена в виртуальном виде, как и львиная доля других компонентов. Одна из самых удачных, на мой взгляд, драм-машин, представлена в популярном секвенсоре на Фрути Лупс.
Синтезатор. То, куда загружаются алгоритмы обработки сигнала, и именно тот самый узел, который синтезирует звук. Может быть без клавиатуры, так как в данном контексте это вообще – компьютерная программа.
Секвенсор. Опять-таки, главный упор сделан на запись, обработку и воспроизведение midi-сообщений. На практике это означает, что, если вам не понравилось звучание инструмента, которое вы записали, то вы можете с легкостью его изменить и поставить, к примеру, вместо звучания гитары, звук церковного органа.
Сам по себе секвенсор бывает программный и аппаратный. Среди программных секвенсоров лично я пользуюсь FL Studio. Все недостающие элементы можно сделать самостоятельно путем наложения, выкраивания, крошения чужих и своих собственных петель и привести все это дело в божеский вид при помощи процессора эффектов.
Семплер. По звуку напоминает эффект заевшей пластинки. На практике является отличным средством для записи аккомпанемента, рифов, ритм-секций и прочего. Может очень даже недурно заменить собой драм-машину и программный секвенсор, если вы последним еще не наловчились пользоваться.
Процессор эффектов. И этим все сказано. Сколько существует эффектов, столько и определений. Для начала вам вполне хватит того, чтобы освоиться с обычной реверберацией, выставлением эффекта стерео и в некоторых случаях — эха.
Если вы хотите познакомиться с программной рабочей станцией, то я рекомендую вам начать с самого меньшего: с FL Studio и какого-нибудь трекера. Здесь вообще широкий простор для выбора, но самым удачным, на мой взгляд, является сочетание FL Studio, Acid.Pro и банального винампа. Этого вам хватит, чтобы не только попробовать безумное множество синтезаторных звуков, но и в диджея поиграть, и даже сочинить с нуля по-настоящему серьезную композицию.
Повальная эпидемия клептомании
Самый большой соблазн при освоении современного программного секвенсора состоит в том, чтобы напрочь забыть о своей роли в качестве композитора и чересчур увлечься поисками и совмещениями готовых лупов и семплов. Дело может даже дойти до диджейства, когда под сочинением музыки начинают подразумевать включение Winamp’а и драм-машины с одновременной записью их в трэкер.
Вот только запомните, какой бы прикольный результат не получался, к сочинительству музыки это имеет лишь самое опосредованное отношение. Зато самое непосредственное – к клептомании, когда написанное другим по умолчанию начинаешь чувствовать своим собственным, причем безо всяких компромиссов.
Современный аппаратный секвенсор в составе рабочей станции стоит значительных денег. Программный – ничего не стоит. Его качаешь в торрентах совершенно бесплатно, нарушая все мыслимые и немыслимые авторские права, точно так же пиратским образом загружаешь терабайты лупов и семпов и на всем этом воровском фоне созидаешь прелестные композиции. Ну ладно, не на воровском фоне. На клептоманском. Настолько трудно устоять от соблазна, что считаешь это чем-то самим собой разумеющимся.
Поэтому изначально следует рассматривать не модель для сборки в виде лупов, а шикарные банки звуков, которыми изобилует интернет. Впрочем, одно другому не мешает. В том же Фрути Лупсе можно прописать ритм-секцию в виде подборок лупов, а в синтезатор, которым вы будете управлять посредством клавиатуры (без разницы какой, при безденежьи можно и компьютерной воспользоваться), проставить нужный семпл. И наиграть весьма даже неплохую мелодию.
Примером такого подхода может служить безумное множество музыкантов-электронщиков, которые при всем своем злоупотреблении лупами и сэпмлами, могут тем не менее считаться композиторами. Именно что композиторами, а не диджеями, хотя в случае применения лупов все композиторство заключается в программировании нужной последовательности включения музыкальных фраз. На худой конец, можно утешить себя, что это мало чем отличается от работы с партитурой. Конечно, если у вас очень хорошее воображение.
Классиками подобного подхода могут служить и Parov Stelar, и Саймон Грин, более известный под псевдонимом Bonobo, как и безумное количество других исполнителей. Ограничений по жанру в использовании рабочей станции попросту не существует.
Саймон Грин
Вы можете, работая на одном и том же агрегате, работать в стилях:
диско
электронной музыки
поп
рок
и даже записывать оркестровые партии для классических произведений.
Для полноты ощущений некоторые программные секвенсоры могут выдавать ноты того, что вы только что записали.
Впрочем, иногда эта «клептомания» может приобретать весьма симпатичные формы.
Вот пример того, что создает Саймон Грин, работая со своей рабочей станцией:
На этом видео вы увидите, как Саймон Грин создавал одно из своих самых известных произведений. Расположение студии радует – дает надежду, что, если мы наловчимся так же фантазировать, сидя у себя дома, то у нас получится хоть что-нибудь, отдаленно схожее по красоте с его творением.
Композиция называется Kiara. Забавно, что это испанский вариант нашей «Светланы»:
Применение семплов в тяжелой музыке
Вообще тема электронной музыки – достаточно загадочная по своей сути. Хорошо еще, что ее можно отнести к теме синтезаторов, которые, в большинстве своем, все-таки имеют ту самую черно-белую клавиатуру, иногда – с утяжеленными клавишами. Почему «в большинстве»? Да хоть потому, например, что моя иначе выглядит. С непривычки на ней вообще практически никто ничего сыграть не может. Теряется.
Но суть данной статьи совершенно не в описании внешнего вида синтезаторов и даже не в том, можно ли их использовать в тяжелой рок-музыке. Ответ очевиден: еще как можно! Но так как данная серия статей повествует о довольно характерном виде подхода к музицированию, а именно, о музыкальной рабочей станции, то рано или поздно придется поднять тему о том, насколько адекватно использовать семплы в рок-музыке.
Ранее упоминаемый Саймон Грин использует их с завидным упоением. Но мало кому приходит в голову, что творцы эпического метала из Manowar также активно использовали семплы в своих произведениях. А как же иначе? Притащить диктофон на поле боя? Так со средневековыми войнами нынче заминка вышла – все закончились.
Итак, уточним сразу: семплы тоже делятся на категории. Чтобы не запутаться окончательно, начнем по порядку.
Атмосферный семплинг
Строго говоря, семплы стали использоваться в металле одновременно с его рождением. Уже на первом треке первой пластинки Black Sabbath можно услышать характерный пример использования семплов. Раскаты грома, дождь, колокола – вся эта кухня есть ничто иное, как результат активного использования семплов, хотя ставших уже настолько привычными, правильными и традиционными, что при всей своей электронной природе, композиция продолжает оставаться истинно рокерской. Такой вот парадокс.
С тех пор атмосферный семплинг используют все кому не лень. И не мудрено, ведь это дает возможность так здорово подчеркнуть атмосферу композиции!
Цитатный семплинг
Смахивает на диджейство — и не без оснований. Цитатный семплинг — это включение в композицию музыкального отрывка, кусочка из другой песни, зачастую еще и другого исполнителя. Набрать таких кусочков больше, чем следует, — и это уже микс получится, а не композиция.
Классики таким отнюдь не брезгуют. Это и отрывки в композициях Megadeth, начиная с далеких восьмидесятых и по сей день, и извечный Ecstasy Of Gold, который отнюдь не металликовского производства, что не мешает музыкантам львиную долю своих концертов открывать именно ею.
Среди готов цитатный семплинг принимает настолько причудливые формы, что голова идет кругом. Или вы действительно верите, что для всякого своего произведения они приглашают хор бесполых мальчиков или симфонический оркестр? Сейчас не так много радикальных католических церквей, которые активно ратуют за продвижение металла, уж поверьте!
Лупы. Loops, то есть
В данном случае музыкальные фразы призваны не столько наполнить произведение особой атмосферой, сколько создать впечатление наличия какого-либо инструмента, записать который музыкантам по разным причинам не удалось.
По мне, ярче примера, чем Саймон Грин и его изощрения и придумать-то сложно. Но так как речь идет все-таки о металле, то здесь приходит на ум такой монстр металлической сцены, как Linkin Park. Здесь поборники истинного металла могут разве что зубами скрипнуть – не принято, ой как не принято… Мол, все инструменты должны быть настоящими, хотя в свое время даже орган Хаммонда считался ну никак не настоящим, а так, подделкой чудаковатой.
В том же духе работают GODSMACK, P.O.D, LIMP BIZKIT, KORN и я, уж простите за нескромность. Ну негде мне дома поставить полноценную ударную установку, хоть ты тресни!
Вот здесь меня и выручила составленная на базе обычного ПК музыкальная рабочая станция.
Как вы думаете, творчество Роба Зомби можно считать металлом? А ведь там одни сплошные семплы, временами разбавленные гитарами.
Как использовать семплы
Использовать ли вам семплы при работе в своей рабочей станции — решать вам и только вам. Как это сделать? Очень просто.
Вы можете поставить семпл в качестве звучания синтезатора, подобрать нужную высоту звука на клавиатуре и просто нажать на клавишу в подходящий момент. Или же, если это, к примеру, запись хорала, наиграть куда более сложную партию. Во Фрути Лупсе вы просто перетаскиваете для этого Wave-фрагмент в кнопку семплера и тот прописывает у себя нужный вам файл. Дальше играйте что хотите.
Лупы так прописывать намного сложней, особенно если вы пока так и не разобрались с драм-машиной. В таком случае вам на помощь придет… Winamp.
Вот только не надо забрасывать меня гнилыми помидорами: если замкнуть петлю записи на стерео-выходе — это делается в настройках звукозаписи на микшерском регуляторе Windows’а (правой клавишей мыши щелкните по верхней левой кнопке) — затем поставить винамп на зацикливание и включить произведение, то вы получите великолепный семплер «из подручных материалов».
Остается только включить трекер на запись и записать нужный фрагмент. Но здесь есть свои нюансы – при включении замыкания звуковой платы трекер начнет записывать абсолютно все, что звучит во время процесса записи: не забудьте аську выключить!
Дальше вы с союзом винампа и трекера разберетесь сами. Подобный тандем вам пригодится, если захотите совместить «живые» записи с семплированой музыкой. Конечно, это можно сделать и во Фрути Лупсе, но постфактум, с Нуэндо не всякий разберется, да и управление там не ахти какое, а вот обычный трекер с комфортным управлением куда симпатичнее.
Барабаны
Прописывать бас семплами — это извращение, а вот ударную установку — отчего бы нет? Есть множество готовых лупов; кроме того, вы можете поиграться с фруттилуповским секвенсором и набрать подходящую партию сравнительно быстро.
Единственное – сложные ударные соло набирать настолько долго и скучно, что вряд ли вы за это отважитесь взяться. Немного поработаете над атмосферными эффектами, расставите их в панораме и вуаля! – мало-мальски приемлемая ритм-секция готова!
Для готовых лупов проще вместо секвенсора взять все тот же проигрыватель и трекер, зациклить винамп и включить короткое замыкание в программном управлении звуковой карты, да подождать немного.
Чтобы записать совершенно новый луп, вам достаточно будет выбрать нужное количество… кхм-кхм… кнопок секвенсора (до 64-х), установить нужный вам темп, набросать мелодию и выделить отдельный файл с готовым лупом. Последний можно в итоге запихнуть во все тот же винамп и подать на трекер без всяких заморочек и с максимальной точностью.
Оркестровые, хор и прочие звуки
Это могут быть как отдельные инструменты,и тогда вы еще пишете музыку при помощи синтезатора, так и отдельные оркестровые фрагменты. Скажем так: обычно записанные ранее семплы звучат намного органичней, но резко ограничивают вас банком семплов, а вот отдельные инструменты хоть и требуют определенного навыка, но дают несравнимо большую свободу действий.
И в этой сфере деятельности есть где развернуться! А вот куда – решать только вам.
Перед тем как начинать, советую все-таки еще раз посмотреть мастер-класс Саймона Грина. Он использует Logic Pro 7, у Фрути Лупс совсем иной интерфейс, но, скажем так, намного более простой. А принцип действия все тот же.