Бытовая техника японской марки
Akai, продающаяся сейчас в российских магазинах, не имеет никакого отношения к Японии и к одноименной компании. У прославившегося в 80-е гг. бренда и так сложная судьба, а в нашей стране — особенно: права на бренд переходят от одной компании к другой, в этих перипетиях успели поучаствовать известный юрист Сергей Зуйков, продавец
звуковых систем "Автоаудиоцентр" и компания "Сокол". Теперь за марку борется корейский наследник Akai Holdings — компания Grande Group.
Из рук в руки
Японская Akai Holdings зарегистрировала в России свои права на марку еще в 1973 г., но освоение советского рынка она начала в 1980 г. с поставки
видеомагнитофонов на московские Олимпийские игры. Невиданную в СССР технику получил оргкомитет Игр, спортсмены и высокопоставленные чиновники, а Akai стала символом престижа и высокого качества жизни. Пока дела компании шли хорошо, она занимала около 70% российского рынка видеотехники. Компания поддерживала бренд, став в 1997 г. спонсором московского футбольного клуба “Спартак”, но уже через год потеряла этот контракт, не выполнив финансовых обязательств. Азиатский финансовый кризис и исчезновение средств подкосили компанию, и в конце 1999 г. основные активы Akai Holdings, включая и известный бренд, оказались в собственности Grande Holdings. Она продолжила поставлять технику в Россию, а в октябре 2001 г. эксклюзивным дистрибутором аудио- и видеотехники Akai (кроме
телевизоров) стала российская компания “Автоаудиоцентр”, крупный продавец автомобильных звуковых систем. Она работала по соглашению с фирмой Omnitex, “дочкой” Grande Holdings, и уже через год “Автоаудиоцентр” реализовал в России продукцию Akai, по данным Grande, на $804 млн.
Однако в 2003 г. продажи Akai в “Автоаудиоцентре” упали до $1,48 млн. Оказалось, что еще в 2002 г. сама Grande утратила права на марку Akai в России: Роспатент аннулировал регистрацию знака по причине его неиспользования в течение пяти лет (1997—2001 гг.). Обратилось в Роспатент некое ООО “Электронная книга”, а третьей стороной в этом деле, как следует из имеющихся в распоряжении “Ведомостей” документов, выступила компания “Акай Юниверсал Индастриз ЛТД”, зарегистрированная в Гонконге в январе 2002 г., через несколько месяцев после обращения “Электронной книги” в Роспатент.
В том же году эта “Акай Юниверсал” зарегистрировала на себя освободившийся в России знак Akai практически во всех товарных классах, имеющих отношение к бытовой технике и электронике, а потом начала продавать лицензии. Летом 2004 г. право производить телевизоры, видеомагнитофоны и другую технику Akai получила компания “Барс”, среди учредителей которой значится Александр Тынкован, владелец сети по продаже бытовой техники “
М. Видео”. А уже “Барс” передал сублицензии на бренд Akai свой “дочке” ТПК “Сокол” (крупный производитель телевизоров), калининградским заводам “Радиоимпорт” и “Телебалт”, торговой компании “ДОМО” из Татарстана и московской компании “Акай Электрик”. Тогда же в России началась масштабная рекламная кампания под лозунгом “Akai — возвращение легенды”, и большую часть этой рекламы, по данным TNS Gallup adFact, оплатили “Сокол” и “М. Видео”. Расходы на рекламу бренда Akai в 2005 г. составили не менее $11 млн, признавался раньше гендиректор “Акай Электрик” Сергей Вершинин. Сотрудники его фирмы называют ее “российским представительством японской компании Akai”, а сам Вершинин в прошлом году представлял публике “широкую линейку японской продукции Akai” и обещал довести продажи Akai в России к 2007 г. до $1 млрд.
Клубок интересов
Постепенно реклама бренда в России, по данным TNS, полностью пропала. За марку Akai здесь вновь идет борьба: в октябре 2005 г. юристы Baker & McKenzie, представляющие интересы прежнего правообладателя — Grande, подали в Роспатент возражение против регистрации марки Akai на “Акай Юниверсал”. Однако неожиданно точно с таким же заявлением обратилась и некая компания “Амелис”. Хотя ее обращение попало в Роспатент позже, ведомство рассмотрело его в первую очередь. “Представители "Амелис" на заседание не явились, свою позицию не изложили, Роспатент отказал им в аннулировании регистрации”, — описывает дальнейшее развитие событий адвокат Baker & McKenzie Владимир Шитиков. А затем отказ получил и Grande. “Так как раньше Роспатент уже вынес решение по такому же вопросу, шансов выиграть у нас не было”, — объясняет адвокат. На сайте Роспатента среди обоснований этого решения упоминаются и результаты опроса, проведенного группой сотрудников социологического факультета
МГУ им. Ломоносова: они пришли к выводу, что подавляющее большинство потребителей в России ассоциируют товарный знак Akai с компанией, существующей на рынке не более 3—4 лет. Теперь Baker & McKenzie намерена оспорить решение палаты в арбитражном суде. Ведь у Grande уже есть планы по освоению российского рынка: она собирается сама заниматься брендом Akai, отвечая за дизайн, качество и обслуживание техники. “Мы рассматриваем несколько вариантов работы в России: сборку техники по лицензии или создание собственного производства”, — сообщил “Ведомостям” в электронном письме официальный представитель Grande Руби Ли. Шитиков уверяет, что в истории с японской маркой в России замешан известный юрист Сергей Зуйков, участвовавший в делах об аннулировании регистрации на другие известные знаки, например Starbucks. “Лично я никогда не владел брендом Akai, это было моим первым проектом "под клиента". Я действовал в интересах компании "Акай Юниверсал", — сказал "Ведомостям" сам Зуйков. — В Европе и Америке — абсолютно нормальная практика снимать регистрацию с неиспользуемых брендов и регистрировать на другие фирмы”.
Однако выходит, что права на бренд Akai перехватили у Grande ее бывшие российские партнеры. Ведь совладельцем “Акай Юниверсал”, согласно ее финансовому отчету, является Юрий Логинов, совладелец компании “Автоаудиоцентр”. Другой совладелец этой же компании, Алексей Овсянников, значится в ЕГРП учредителем “Акай Электрик”, объявляющей себя российским представительством Akai. Также среди владельцев “Акай Юниверсал” значится Богдан Зарицкий, один из учредителей “Электронной книги”, оспорившей права Grande на товарный знак. “При этом вся продукция Akai, продающаяся в России, не имеет никакого отношения к японской Akai, — возмущается Шитиков из Baker & McKenzie. — Потребителя вводят в заблуждение”. Юристы указывают на то, что дизайн сайта www.akai.ru выполнен в том же стиле, что и оригинальный www.akai.com, а рекламная кампания под слоганом “Возвращение легенды” дезинформирует потребителя о происхождении товара.
Но по версии представителей “Акай Юниверсал”, она является скорее пострадавшей стороной. По словам Ольги Глебовой, стратегического директора “Акай Юниверсал”, компания “Автоаудиоцентр” в конце 2003 г. заключила c “дочкой” Grande, компанией Omnitex, договор, позволяющий представлять марку в России и производить под ней аудиовидеотехнику. “Мы не знали, что регистрация марки в России была аннулирована еще год назад и наш договор не действует”, — жалуется Глебова. Разобравшись в ситуации, по согласованию с Grande “Автоаудиоцентр” решил купить нового владельца знака — “Акай Юниверсал”, рассказывает она. Дмитрий Тиманов, бывший гендиректор компании “Сокол”, также уверяет, что “Акай Юниверсал” — партнер Grande. “При подписании лицензионного соглашения с нами "Акай Юниверсал" предоставила документы, подтверждающие партнерские отношения с Grandе”, — утверждает он.
В Baker & McKenzie уверяют, что договор с Omnitex недействителен и никаких других разрешений на использование марки ни “Автоаудиоцентр”, ни “Акай Юниверсал” не получали. А Глебова сетует, что люди, с которыми “Акай Юниверсал” договаривалась об использовании бренда, просто исчезли из Grande — поэтому и начался скандал.
Легендарная марка Akai возникла в Японии в 1929 году. У истоков компании AKAI Electric стоял молодой и талантливый инженер Масукиши Акаи. По его идее компания должна была заниматься выпуском радиодеталей и разнообразных недорогих бытовых электротоваров, которые Японии приходилось до этого импортировать из США и Европы.
Вторая мировая война помешала быстрому развитию успешной компании. Вплоть до 1948 года мощности завода компании были заняты выполнением военных заказов. А название самой компании, означающее в переводе с японского «Красный», стало ассоциироваться не с красным цветом восходящего солнца, олицетворяющим уверенность и благополучие, а с цветом крови и несчастья. Окончание войны Япония встретила в полной разрухе. До этого процветающие предприятия были либо разрушены бомбежками, либо находились под пристальным контролем американских военных. О выпуске чего бы то ни было сложного говорить и не приходилось. Правительство Японии принимает решение о переориентации большей части военных производств на выпуск мирной продукции, с упором на выпуск радиодеталей,
электрических приборов и прочего необходимого Японии оборудования.
На эти годы приходится второе рождение таких компаний, как
Sony, Matsushita, возникает ныне легендарная марка
Sharp. Начиная с 1950 годов, руководство компании Akai делает акцент на производстве магнитофонов. Начинается экспорт продукции за пределы Японии. Первые катушечные магнитофоны производства компании Akai продаются в США под маркой Roberts . Аккуратные и не любящие рисковать японцы предпочли разделить риски с известным на те годы в Америке производителем и импортером. Успех недорогих и надежных аппаратов был невероятным. Akai из малоизвестной японской фирмы постепенно начала превращаться в японского электронного гиганта.
В 1970 годы компания работает исключительно на рынке аудио- и звукозаписывающей техники, осваивая рынки стран Азии. В 1973 году марка Akai зарегистрирована в Советском союзе. На олимпийских играх 1980 года компания - официальный поставщик видеотехники.
В Европе Akai появилась одновременно с созданием филиала во Франции. На 80-е годы приходится период максимального расцвета компании. В это время выпускаются самые известные модели
кассетных дек и
видеомагнитофонов компании.
Азиатский экономический кризис 1997-1998 годов подорвал экономику Японии и серьезно повлиял на дальнейшее развитие Akai. Производство высококлассной звукозаписывающей аппаратуры было практически остановлено. Вместо этого под некогда легендарным брендом начали выпускать примитивные
магнитолы и телевизоры, кассетные плееры и крайне ненадежные видеоплееры. Вся эта техника не имела к Akai ни малейшего отношения. Репутация производителя стала стремительно падать.
© greenmile
Источники:
www.brandpedia.ru
В начало