К началу пятидесятых годов массовый переход на полупроводниковые элементы сделал автомобильный приёмник совершенно обычным оборудованием любого автомобиля, хотя конечно до современной магнитолы на
Android’e было очень далеко. Однако это устраивало не всех. Многие хотели слушать в салоне автомобиля не только
радиопередачи, но и
граммофонные записи…
Первый работоспособный автомобильный проигрыватель и специальный формат граммофонных
пластинок к нему разработал доктор Питер С. Голдмарк из исследовательского подразделения американский радиокомпании SBC. Его изобретение заключалось в способе получения на диске особо тонкой бороздки (в треть человеческого волоса), несущей звукозапись. Это дало возможность значительно увеличить количество бороздок на пластинке и повысить плотность записи, удлинив звучание фонограммы. Голдмарк тогда решился на весьма радикальный шаг, снизив скорость вращения диска вдвое по отношению к долгоиграющей пластинке, воспроизводящей запись со скоростью 33 об/мин. Так появился диск со скоростью вращения 16,5 об/мин, однако такая скорость за пределами автомобильных салонов не получила распространения.
Ходовые испытания автомобильного проигрывателя доктора Гольдмарка проходили на его личном «Крайслер-Виндзор» 1952 года. Когда достопочтенный доктор оказался вполне удовлетворен результатами работы своего детища в реальных условиях, он предложил изобретение именно корпорации «Крайслер». Но не только «Крайслеры» стали вместилищем новинки, даже самый дорогой «Кадиллак-Эльдорадо» в 1953 году получил в качестве стандартного оборудования автопроигрыватель доктора Гольдмарка.
Во время испытания аппарат показал себя превосходно: звук не «плыл», иголка не прыгала даже при движении автомобиля по плохим дорогам. Однако попытка установить его на более дешевые «крайслеровские» модели «Плимут» и «Додж», едва не похоронила всю затею. У этих автомобилей подвеска оказалась не такой совершенной, а на сильную тряску проигрыватель изначально рассчитан не был. Пришлось изменить характеристики амортизаторов, на которых устанавливалась панель электрофона, наращивать давление на иглу и принимать некоторые другие меры для борьбы с вибрацией, однако и эту проблему удалось решить. Первые экземпляры автомобилей, в которых проигрыватель предлагался в качестве опции, поступили в продажу в 1956 году, а на следующий год он мог быть установлен на всех без исключения автомобилях корпорации «Крайслер», иногда в комплекте с более дорогой моделью радиоприёмника, иногда отдельно.
Поставки аппаратов осуществляла все та же SBC, а точнее, ее подразделение по выпуску грампластинок Columbia Records начала производить долгоиграющие «семидюймовики», но только при условии, что первый заказ будет оформлен на двадцать тысяч экземпляров. К сожалению, в контракте не оговаривалось, кто будет торговать пластинками — то ли обычные музыкальные магазины, то ли дилеры корпорации «Крайслер». В результате дело пошло самотеком, а потенциальные потребители предоставлены самим себе. Шесть первых дисков входили в комплект аппарата, и вопрос о том, где владельцу покупать следующие, так и остался открытым, что не замедлило сказаться на популярности проигрывателей. К тому же репертуар на дисках был не совсем автомобильный, коммерческий потенциал поп-музыки в компании SBC явно недооценили. Поэтому большинство автомобилистов предпочитали слушать в автомобилей радио, а не грампластинки, пусть даже с очень хорошим для того времени качеством.
Видя, что затея с автопроигрывателем Гольдмарка выдыхается, Крайслер решился на рискованный шаг: взамен прежнего проигрывателя со скоростью 16,6 об/мин, в 1960 году стал предлагать аппарат, рассчитанный на обычные «сорокопятки». Такие проигрыватели поставляли сразу три фирмы
RCA, RAC, и Allstate. Они носили тоже торговое наименование Highway Hi-Fi, что было очень самоуверенным, учитывая, что применявшийся в этих проигрывателях пьезоэлектрический звукосниматель с сапфирной иглой не способен в действительности снять с диска более пятнадцати килоциклов. Проигрыватели заряжались сразу целой стопкой пластинок, и тонарм подводился к самой нижней, по сути дела он работал «вверх тормашками». Особая кнопка на корпусе аппарата отводила тонарм в сторону и сбрасывала проигранную пластинку вниз по шпинделю в специальный накопитель, после чего можно было слушать следующую — это был первый в своем роде автомобильный чейнджер. Несмотря на очевидные функциональные преимущества, они не помогли удержать стремительное падение популярности проигрывателя граммпластинок как элемента оборудования автомобильного салона и с окончанием сезона 1960 года опция Highway Hi-Fi был исключен из списка «краслеровских» автомобильных аксессуаров.
Магнитофонная панель в качестве приставки к автомобильному радиоприёмнику представлялась намного более обещающей, но далеко не всякий мог позволить себе иметь в машине катушечный магнитофон в то время. Монофонические магнитофоны на автомобилях не привились точно так же, как перед ними не привились проигрыватели монофонических грампластинок.
Между тем на подходе уже был стереозвук, в первой половине 60-х началось вещание в УКВ-диапозне, которое создало предпосылки для начала сначала пробных, а затем и регулярных стереофонических передач с использованием надтональной несущей частоты 31,25 кГц, дававшей возможность передавать не один, а сразу два канала с достаточно широкой полосой пропускания.
Автомобильные приемники впервые получили УКВ-тюнер где-то в 1963 году, а через три года в их схему пришлось ввести стереодекордер и автонастройку частоты, без которой качественный прием угрожал стать практически невозможным. Динамиков на автомобиле теперь требовалось четыре: два с фронта и два с тыла и еще разводить их диагонально, чтобы получить достаточно глубокий стереоэффект. В домашних акустических системах такая расстановка динамиков вполне могла сойти не то что за стерео, а за «псевдоквадро». У дорогих американских автомобилей задние динамики снабжались реверберирующим устройством, еще более усиливающим стереоэффект.
Когда появился пристойный автомобильный стереоусилитель звука, стало возможным попытаться превратить встроенный радиоприемник в магнитолу, раз уж радиолы из него все равно не получилось. Единственной заминкой осталась проблема зарядки магнитофонной ленты, которая на катушечных магнитофонах выполнялась двумя ручками и в несколько приемов, для чего водителю бы пришлось найти место на обочине, остановиться, поменять музыку и только потом снова тронуться в путь.
Компакт-кассет тогда еще не существовало, поэтому пришлось разрабатывать кассету для нормальной 6,25-миллиметровой
магнитной ленты. Подобный звукосниматель получил название «картридж», он вставлялся в магнитолу одним движением и имел целых восемь дорожек записи. «Картриджи» поступали в продажу уже записанными, кроме того, на некоторых бытовых магнитофонах высшего класса дополнительно предусматривались отдельная лентопротяжка специально для этого формата, дававшая возможность комплектовать фонограммы по собственному вкусу владельца. Эта система начинает получать распространение на автомобилях со второй половины 60-х и до такой степени хорошо приживается, что даже после появления компакт-кассет, несколько лет подряд удерживала свои позиции. Но в конце концов кассета победила катридж, и после 1983 года «восьмидорожечники» на новые автомобили больше не устанавливались.
© greenmile
Источники:
Tayni.Info
В начало