ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: графика и звук. Медиа, изображения, музыка, анимация, история и развитие всего что связано с графикой и звуком

Графика и звук | Секвенсор



sequencer, секвенсор

Что же такое секвенсор в общем понимании? В самом названии читается следующая трактовка - это инструмент, управляющий записью и воспроизведением секвенций - отдельных повторяющихся мелодических или ритмических рисунков.

Википедия, например, дает секвенсору следующее определение: Секвенсор, или секвенсер (от англ. sequence, последовательность) — аппаратное или программное устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в различных формах, например CV-Gate или MIDI-сообщений. Дополню от себя, что секвенсором часто также называют крупные программные продукты, также называемые DAW (digital audio workstations), позволяющие работать с аудио и midi данными.


Немного истории


Первые секвенсоры были созданы в качестве модулей управления аналоговыми синтезаторами, секвенции (т.е. последовательности нот) хранились на перфокартах.

Эти устройства генерировали ритмически повторяющиеся и зацикленные во времени цепочки электрических низковольтных сигналов, на которые реагировал синтезатор, подключенный к секвенсору. В зависимости от того, к какому именно модулю синтезатора был подключен секвенсор, модулировались различные параметры - воспроизводилась последовательность звуков, или же ритмично менялись характеристики каких-либо модулей, например, фильтра.


CV\Gate


В определенный момент управляющие сигналы секвенсоров тех времен были унифицированы в общепринятый стандарт, называемый CV/Gate. CV-сигналы с помощью напряжения управляли градациями параметров - высотой нот, характеристиками параметров, в то время как Gate - сигналы имели только 2 градации напряжения – вкл./выкл., управляли стартом и окончанием нот в секвенции, включением/выключением отдельных модулей и др.

Однако разные производители синтезаторов случайно или намеренно вводили разные шаги в градациях параметров управляющих сигналов своих инструментов, поэтому многие из инструментов тех времен были несовместимы друг с другом.


MIDI


Позже, в 1982 году, когда необходимость в унифицированном управляющем сигнале стала уже не просто очевидна но и остро необходима, замечательным инженером Дейвом Смитом, руководителем фирмы Sequencional Circuits, производившей аналоговые синтезаторы, в коллаборации с представителя крупнейших корпораций, изготавливающих электромузыкальные инструменты, таких как Roland и Yamaha, был презентован новый формат передачи управляющих данных между синтезаторами, названный MIDI - musical instrument digital interface. Новый формат отличала унифицированность всех основных параметров управления синтезаторами, универсальная совместимость всех оснащенных портом MIDI устройств, простота коммутации и надежность.

Так появились MIDI-секвенсоры - модули, отправляющие управляющие сигналы в виде MIDI-сообщений, таких как старт и окончание ноты, высота звука, параметры громкости, частоты среза фильтра и др.

MIDI-файлы можно было сохранять и загружать на любые носители, данные хранились в виде универсального файла, понимаемого и компьютерами и музыкальными инструментами.


Сегодня


В современных инструментах секвенсор как правило представляет собой гибкий инструмент, позволяющий создавать и редактировать нотную информацию в виде MIDI сообщений, управлять темпом воспроизведения, а также создавать и редактировать секвенции на основе любых других MIDI-данных. В продвинутых современных секвенсорах могут иметься и дополнительные возможности - такие, как:

  • Midi-дилей - создающий midi-сообщения, воспроизводящиеся с задержкой, подобно эффекту аудиодилэя. Отражения миди-данных, например, высота звуков, их громкость или продолжительность, могут быть видоизменены.
  • Рандомайзер - вносящий в MIDI-секвенции элемент случайности, гармонайзер - повторяющий все нотные сообщения на указанный интервал,

    Квантизация - подгоняющая записанные данные по сильным и слабым долям темпа.

    Также часто в современных секвенсорах одна секвенция может управляться другой.


    Наиболее распространенные типы секвенсоров:


    1. Секвенсор аналогового типа - как правило, это секвенсор, управляющий какой-то одной функцией - будь то высота ноты, ее длина или громкость, тип осциллятора или фильтра и др. Он представляет собой набор шагов, каждый из которых обладает определенной информацией о значении выбранного параметра. Чаще всего это выглядит как ряд последовательно зажигающихся лампочек, под каждой из которых находится ручка управления значением параметра.

    Секвенсор может иметь кнопку старт/стоп, или начинать воспроизведение по команде другого устройства, например при нажатии клавиши на подключенной к секвенсору MIDI-клавиатуре.

    Такие секвенсоры часто использовались вместе с аналоговыми синтезаторами прошлого, но в встречаются и на современных аналоговых синтезаторах, а также в виде отдельных модулей. Секвенсоры такого типа, к сожалению, не позволяли полноценно сохранять данные об исполнении мелодий на клавиатуре, большинство секвенций нужно было запрограммировать.

    2. Секвенсоры драм-машин и грувбоксов. Это приборы, оснащенные рядом кнопок, активирующих и деактивирующих события на определенном шаге временной шкалы. Этими событиями чаще всего являются сообщение о старте/окончании нот или барабанных семплов. Такие секвенсоры позволяют манипулировать секвенцией без остановки воспроизведения, сохраняя и перезаписывая MIDI-данные прямо на ходу, в том числе точно сохранять и даже квантизировать (подгонять по долям) данные, поступающие с подключенных устройств, например, с миди клавиатуры.

    3. Секвенсоры продвинутых электронных инструментов чаще всего являют собой отдельный элемент программы со своим интерфейсом, визуальным представлением записанных данных на экране, возможностью их глубокого редактирования и ре-аранжировки, возможностью загрузки/сохранения отдельных миди файлов с любого источника, создания миди файлов на основе аудио и т.д.

    Самая главная особенность современных секвенсоров, без которой вряд ли было бы возможным существование большинства современных электронных треков, заключена в возможности синхронной работы нескольких секвенсоров, соединенных MIDI-протоколом. Один их секвенсоров в такой связке выступает в роли мастер-секвенсора, все остальные секвенсоры соответственно подчиняются его данным об изменениях темпа, командам старт/стоп и т.д.


    Итог:


    Использование секвенсоров имеет неограниченные возможности - они могу воспроизводить мелодии, создавать пульсирующие живые тембральные рисунки. Функция полиритмии в некоторых секвенсорах позволяет одновременно воспроизводить несколько секвенций разной длины, что порождает длинные неповторяющиеся секвенции. С помощью секвенсоров можно воспроизводить и последовательности длинных заранее подготовленных семплов, накладывая их друг на друга, управлять аудиовходами, создавать на основе гармонических аккордов мелодические арпеджио, и многое другое.

    © DL

    для Www.Musicmag.Ru.


    В начало


    Графика и звук | Секвенсор



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика