E-MU Systems – американская компания, производитель электромузыкальных инструментов и оборудования для
цифровой звукозаписи.
Компания E-MU Systems была основана в 1971 году Дейвом Россумом и Скоттом Уэйджем. Репутация фирмы сложилась в 70-х годах благодаря модульным аналоговым
синтезаторам, которые использовались некоторыми величайшими музыкантами того времени, такими как Фрэнк Заппа и Tangerine Dream. Кроме того, компания продавала лицензии на свои технологии таким компаниям, как
Oberheim и
Sequential Circuits. С самого начала своей деятельности компания выделялась среди других производителей тем, что в ее приборах использовались новейшие технологии, в том числе возможности, которые открывал компьютерный контроль. В 1981 году компания E-MU представила первый прибор серии Emulator®, первый доступный по цене цифровой
семплер. Выпуск устройств этой линии продолжается по сей день. В 80-х годах компания разработала линию легендарных
драм-машин, самой известной из которых стала модель SP-1200. Данный прибор навсегда определил звучание хип-хопа. В 1989 году компания E-MU выпустила Proteus®, первый в мире
звуковой модуль, а позже представила ряд звуковых модулей для определенных стилей музыки, такие как Planet Phatt и Orbit. Их и сегодня можно увидеть на многочисленных студиях по всему миру. В последние годы компания, ориентируясь на широкие возможности современных компьютеров, перенесла свои технологии в продукцию, предназначенную для работы со звуком с помощью
компьютера. Для создания продукции нового поколения компания соединила свой фирменный
процессор DSP, программное обеспечение и звуки с самыми современными аппаратными компонентами E-MU.
E-MU Systems представлена по всему миру. Европейское отделение, склады и сервисный центр находятся в Дублине, Ирландия. В тихоокеанском регионе компания представлена отделением в Сингапуре, а также дистрибьюторами почти во всех крупных странах, которые обслуживаются многочисленными филиалами компании. Главная штаб-квартира компании находится на тихоокеанском побережье США в Скоттс Вэлли, Калифорния, почти в 80 км от Сан-Франциско на окраине Силиконовой долины. В марте 1993 года E-MU Systems была поглощена сингапурской Creative Technology Ltd., продукция под маркой E-mu выпускалась до 2010 года.
E-MU: Рождение индивидуальности
Некоторые полагают, что компания E-MU Systems появилась в начале 80-х в старом здании викторианской эпохи на Бродвей-стрит в Санта Круз, Калифорния. На самом же деле Дейв Россум с несколькими друзьями основал E-MU Systems в 1971 в доме постройки 50-х годов на Уотер-стрит, в нескольких кварталах оттуда. Дейв, тогда студент-микробиолог Университета штата Калифорния (Санта Круз), как-то пришел в лабораторию электронной музыки университета, чтобы помочь распаковать новую модель модульного синтезатора
Moog Model 12. Говорят, что никто не мог разобраться, как эта штука работает, кроме Дейва, которому, казалось бы, и не положено было этого знать, ведь микробиология – это изучение крохотных липких козявок, а электроника в то время была чем-то более солидным, чем скользкие зеленые твари. Позже, во время рождественских каникул, Дейв отправился к своим друзьям из Калифорнийского технологического института (Caltech), среди которых были Стив Гейбриэл и Джим Кетчам. Вместе они попытались собрать свой собственный синтезатор. Поставщики электронных компонентов настойчиво интересовались названием их компании, и парни остановились на названии E-MU Systems (произносится «Э-мью»), которое представляет собой сочетание первых слогов английского 'Electronic Music' (Электроник мьюзик – Электронная музыка).
Первый прототип получил название Black Mariah. Он состоял из матричного коммутатора, осциллятора, управляемого
напряжением, и мог издавать звуки (признаться не очень качественные). В конце концов, его выкинули из окна библиотеки Калифорнийского технологического института прямо во двор общежития Дабни Хаус, предварительно демонтировав те компоненты, которые могли бы пригодиться. Летом 1971 года Стив и Джим вместе с другими студентами Калифорнийского технологического института, Полой Батлер, Марком Данцигером и Марком Нильсеном, приехали к Дейву в дом 625 по Уотер-стрит, Санта Круз для постройки второго прототипа. Пока Дейв был в турпоходе они собрали модель Royal Hearn, в шутку использовав в качестве корпуса коробку из-под обуви. В нем была
клавиатура из оловянной фольги, управляемый напряжением осциллятор на однопереходном
транзисторе и был он преднамеренно расстроен. Этот синтезатор еще долгие годы валялся в офисе E-MU Systems, но потом куда-то исчез. Тем же летом они собрали первый синтезатор E-MU 25, который работал отлично, но имел фиксированную (немодульную) лицевую панель. В конце лета 1971 года к компании присоединился будущий директор E-MU Скотт Уэйдж, и он, Пола и Дейв продолжили работу вместе и собрали E-MU 25, который позже был продан Берту Арновитцу. В последний раз этот синтезатор видели в Музее концептуального искусства в Сан-Франциско, где Берт был куратором. Почему модель называлась '25', остается только догадываться; об этом знает только старик E-MU.
Летом 1972 года компания E-MU перебралась в город Санта Клара, где в ноябре они начали официально заниматься бизнесом, продавая управляемые напряжением осцилляторы, фильтры и усилители, а также модули ADSR (как в сборе, так в качестве отдельных компонентов – для тех, кто увлекается сборкой синтезаторов). В апреле 1973 года первый модульный синтезатор E-MU был продан будущему директору фирмы по производству Эду Руднику, который с этого момента начал обхаживать компанию с целью получить в ней работу и научиться разрабатывать и собирать синтезаторы. Большую часть 70-х компания занималась разработкой сверхстабильных осцилляторов, прецизионных фильтров, цифро-аналоговых
секвенсоров, специальных
интегральных схем для использования в музыкальном оборудовании, а также полифонических синтезаторов, в которых использовались управляемые напряжением осцилляторы, фильтры и усилители. В новом синтезаторе использовался процессор
Zilog Z80 с тактовой
частотой 1 МГц, плата, напичканная
однокилобайтными чипами памяти, а также достаточно производительный секвенсор на основе написанного Скоттом программного обеспечения, для которого требовалось только 2 кб памяти. Они также производили синтезаторы на заказ –в шикарных ореховых корпусах, которые вручную изготавливал брат Дейва Джон. Заказчиками этих синтезаторов были лаборатории университетов и музыканты-экспериментаторы, такие как Леон Рассел и Фрэнк Заппа. В штаб-квартире E-MU есть галерея патентов, которая дает отличное представление, насколько изобретательными были и остаются инженеры компании. Не забывайте, что в те времена слово «цифровой» чаще всего ассоциировалось со шкалой какого-нибудь прибора, а для работы
процессора приходилось довольствоваться всего одним мегабайтом
оперативной памяти.
Когда осенью 1978 года истек срок аренды помещения в Санта Кларе, Дейв и Скотт нашли здание в коммерческом районе Санта Круз на Бродвей-стрит 417, месячная плата за аренду которого была ниже, чем в Санта Кларе. Вскоре к ним присоединился их будущий директор по маркетингу Марко Альперт, который до этого в течение нескольких лет был торговым представителем E-MU в южной Калифорнии. В это время некоторые конкуренты фирмы пришли к выводу, что технологии E-MU можно использовать для снижения стоимости и расширения функциональности своей продукции, и, приобретя лицензии на эти технологии, начали производство программируемых полифонических синтезаторов по более низкой цене. В течение нескольких следующих лет фирма разрабатывала компоненты и программное обеспечение для компаний Sequential Circuits и SSM, а дивиденды от этого сотрудничества обеспечили достаточное количество финансовых средств для создания Audity, 16-голосного аналогового синтезатора с компьютерным управлением на базе процессоров Zilog Z80. В этой системе использовались технологии, которые первоначально разрабатывались для синтезатора Prophet 5 компании Sequential Circuits, но он был гораздо больше и имел 16 слотов для голосовых карт, каждая из которых по размерам и производительности была сопоставима с
материнской платой компании
Intel, а источник питания был настолько мощный, что при его работе падало напряжение в сети. Синтезатор Audity был впервые представлен общественности в мае 1980 года на выставке Общества инженеров-звукотехников. Но проблема была в том, что при массе почти в 100 кг и стоимости около 70000 долларов он оказался настолько громоздким и дорогим, что этим синтезатором никто особо не заинтересовался. В том же месяце компания Sequential Circuits решила прекратить сотрудничество, а, следовательно, и выплаты E-MU, и Дейв и его команда были вынуждены искать новые направления работы.
И вот так, по дороге домой с выставки Общества инженеров-звукотехников 1980 года в Фольксвагене Скотта Уэйджа (который намного меньше даже гаража типичного изобретателя) был задуман Emulator I (хотя никто не может сказать с уверенностью, произошло ли это на переднем или заднем сиденье). Создатели Emulator I развили заимствованную технологию семплирования звука, сделав синтезаторы, в которых она используется, более музыкальными и доступными. Этот 30-килограммовый новый музыкальный шедевр в корпусе из стали стал настоящим хитом на выставке NAMM в 1981 году. Среди тех, кто первыми применил в своей музыке этот инструмент, восемь голосов которого семплировал сам пользователь, а также свежую библиотеку звуков E-MU, были Стиви Уандер и Дэрил Дрэгон.
Естественно на этом история компании E-MU не заканчивается; Emulator I – это только начало долгого славного пути компании в области разработки цифровых инструментов и технологий, по которому E-MU продолжает идти и сегодня. Многие из этих инструментов, такие как SP-1200 и Proteus 1, в корне изменили подход к написанию музыки, и компания E-MU продолжает разрабатывать новую продукцию и технологии, благодаря которым будет появляться прекрасная музыка будущего.
В 1993 году E-MU Systems стала подконтрольной (дочерней) по отношению к Creative Technology Ltd. Но этот факт не стал камнем преткновения развитию компании. E-MU Systems и сегодня продолжает самостоятельную работу над новыми аудиорешениями, которые соответствуют самым передовым позициям. Высокая планка качества собственной продукции покоряется не только профессиональным музыкантам и аудиоинженерам. Отнюдь, доступность цены заинтересует и тех, для кого музыкальное творчество является предметом хобби, и тех, кто только начинает на этом поприще. Полагаю, что яркое тому подтверждение – Creative E-MU 1820, где слово creative следует расценивать не иначе как 'творческий'.
История продукции E-MU
E-MU 25 – 1971 год
E-MU 25 стал предшественником модульных синтезаторов E-MU. За его единственной лицевой панелью скрывались около 20 модулей, включая 3 осциллятора, 2 фильтра и 3 усилителя, управляемых напряжением, а также 2 генератора огибающей. В отличие от других «пуленепробиваемых» модульных систем в E-MU 25 применялись дешевые ползунки регуляторов и пластиковые переключатели, использовались даже выключатели питания, как на пылесосе. Было изготовлено только два устройства, которые имели идентичный внешний вид, но совершенно разные схемы внутри, так как схемотехника развивалась очень стремительно.
E-MU Modular System - 1972 год
Modular System были известны стабильностью своей работы. Они были прочнее и не расстраивались дольше, чем синтезаторы, выпускаемые в то время Moog и
ARP. В E-MU Modular System были применены первые в мире управляемые микропроцессором полифоническая клавиатура и секвенсор, которые, конечно, управлялись напряжением – ведь это было задолго до появления
MIDI. Эти разработки стали одними из первых патентов компании E-MU.
Audity – продемонстрирован на выставке Общества инженеров-звукотехников 1980 года (в продажу так и не поступил)
E-MU Audity был гибридным синтезатором-мечтой. Три процессора Z-80 управляли полифонической клавиатурой, модулем контроля и блоком с голосовыми картами (от 8 до 16), который был размером с холодильник. В голосовых картах применялись те же синтезирующие микросхемы SSM, разработанные Дейвом Россумом, что и в Prophet 5, но в более эффективной конфигурации. Окончательная цена в 69200 долларов оказалась слишком высока, поэтому он так и не был продан. Тем не менее, партия голосовых карт все же была приобретена Питером Бауманном из Tangerine Dream, а опыт, полученный при разработке этого синтезатора, лег в основу Emulator I. Сейчас Audity хранится в музее фонда Audities Foundation в Калгари и уже вышел из строя.
Emulator I – 1981 год
Учитывая то, что первыми покупателями этого синтезатора были Стиви Уандер и Дэрил Дрэгон из The Captain and Tenille, сразу становится понятно, что данный инструмент особенный: это первый семплер компании E-MU. В этом 30-килограммовом чудище в корпусе из стали использовался
дисковод для
5,25-дюймовых дисков и встроенный секвенсер. Emulator I стоил 10000 долларов, и, как кто-то пошутил, это был первый семплер в ценовой категории до 35000 долларов (цена семплера Fairlight на тот момент). Эд Рудник, который долгое время проработал в компании E-MU, предложил название "Emulator", порывшись по словарям, и с тех пор оно так и закрепилось за линией семплеров E-MU.
Drumulator – 1983 год
Первое применение технологии семплирования на основе
ПЗУ и первая драм-машина по цене ниже 1000 долларов (правда, она стоила 995 долларов, но 5 баксов ведь тоже деньги). Drumulator имел такой успех, что подтолкнул двух предпринимателей из Силиконовой долины к созданию фирмы по производству звуковых чипов и распространению их на рынке электронных компонентов; фирма получила название Digidrums, а вскоре переименована в Digidesign. Позже линия Drumulator была дополнена контроллером для исполнения в реальном времени Pad Programmer и секвенсором Graphic Rhythm Composer на платформе Apple II. В те времена большинство инструментов производилось на американских предприятиях, которыми управляли сами разработчики, поэтому компании E-MU пришлось найти большие производственные площади, чтобы справиться с выпуском Drumulator.
Emulator II – 1984 год
Этот продукт представлял собой настоящий квантовый скачок с точки зрения возможной длины семпла (целых 17,5 секунд при огромном на то время размере памяти в 500 кБ), качества звучания (8 бит при частоте семплирования 27,5 кГц) и стоимости (всего 7995 долларов). Emulator II был первым секвенсором, в котором был использован мультитрековый MIDI секвенсор на базе SCSI и SMPTE, а также такие инновационные черты, как аналоговые фильтры, генераторы огибающих и управляемые напряжением усилители. Также примечательно то, что компания Digidesign создала программное обеспечение Sound Designer для поддержки Emulator II. Программа стоила 995 долларов и была предназначена для нового компьютера
Macintosh. Совместное использование компьютера Macintosh, семплера Emulator II и программы Sound Designer значительно расширило возможности семплирования, а также стало первым примером объединения цифрового аудиосемплера с компьютером в единую систему.
E-drum – 1984 год
Фактически, E-drum разработан шведской компанией Clavia DMI. Он представлял собой одиночный чувствительный к силе удара барабанный модуль с диапазоном громкости 40 dB и звуками, генерируемыми съемным картриджем. Картриджи содержали от одного до четырех 8-битных семплов, записанных на 16-килобайтной СППЗУ. Можно было приобретать картриджи с различными семплами для E-drum и заменять их, а дополнительная система креплений позволяла собирать из отдельных модулей целые ударные установки.
SP-12 – 1985 год
Первая в мире драм-машина, звуки которой сохранялись на ОЗУ с отдельным питанием от
аккумулятора, которые кроме того можно было сохранять на 5,25-дюймовую дискету при помощи серийного дисковода с самой медленной скоростью считывания в мире
Commodore. Базовая модель могла записывать семплы длиной 1,2 секунды, а модель Turbo – до 4,6 секунд. Отличительными чертами SP-12 также были чувствительные к силе удара
сенсорные панели, 24 готовых семпла, записанных на ПЗУ (этими семплами, кстати, пользовался Прэйри Принс из Tubes) и 12-битное линейное семплирование. Благодаря простому в использовании интерфейсу и четкому звучанию SP-12 сразу же стал хитом продаж.
SP-1200 – 1987 год
SP-1200 была первой в мире семплерной драм-машиной со встроенным флоппи-дисководом, которая могла создавать семплы длиной до 10 секунд и имела то же 12-битное семплирование и те же аналоговые фильтры, что и у SP-12. Это позволяло создавать неповторимые звуки, которым до сих пор отдают предпочтение многие создатели музыки в стиле хип-хоп.
Emulator III – 1987 год
В Emulator III применялось 16-битное линейное семплирование и первая специализированная микросхема E-MU, F-Chip. Этот семплер предоставлял возможность транспонирования звуков с изменяемой частотой семплирования, как и Emulator II. Благодаря схеме F-Chip улучшилось качество звучания и расширилась возможность понижения тона. Emulator III также стал первым семплером, к которому прилагалась обширная библиотека семплов на компакт-диске; его можно услышать в записях многочисленных хитов и саундтреков к фильмам.
Emax (клавишная и рэковая версии) – 1988 год
Это был лидер среди качественных семплеров по невысокой цене, а также стал первым рэковым семплером E-MU (Emulator 1 и 2 не имели рэковых версий). В Emax применялись 12-битные цифро-аналоговые преобразователи и 8-
битное семплирование; он разрабатывался как бюджетная версия Emulator III, но имел фиксированную частоту семплирования при транспонировании и цифровое сжатие данных при помощи схемы E-Chip.
Proteus 1 – 1989 год
Первый в мире 16-битный рэковый стереомодуль для проигрывания семплов с 32-голосной полифонией. Proteus стал первым в новой категории музыкальных инструментов и сразу установил стандарты для этого класса. И все это, и не только, благодаря новому чипу E-MU G-Chip, который обеспечивал транспонирование в пределах 10 октав с невероятно высоким качеством, а цена модуля при этом была меньше 1000 долларов.
Emax II (клавишная и рэковая версии) – 1989 год
Proteus 2 (Оркестровые инструменты) – 1990 год
PROformance (Пианино) – 1990 год
Proteus 3 (Этнические инструменты) – 1991 год
Procussion (Ударные/Перкуссия) – 1993 год
Первое семейство продукции Proteus; эти модели предоставляли наборы звуков для определенных жанров музыки, дополняя, таким образом, библиотеку семплов Proteus 1. Теперь в продукции E-MU Emulator и Proteus преемственность стала очевидной.
Proteus MPS – 1991 год
Наборы звуков Proteus 1 и 2 заложены в 5-октавную клавиатуру с чувствительностью к силе нажатия и послекасанию.
Vintage Keys – 1993 год
Первая модель во втором семействе звуковых модулей E-MU Vintage Keys предоставляла набор семплированных звуков аналоговых синтезаторов и классических клавишных инструментов. И что более важно, Vintage Keys стал первым модулем E-MU, в котором использовались цифровые фильтры и цифровой синтез. Это достигалось при помощи специального генератора огибающей AHDSR, двух независимых низкочастотных осцилляторов и дополнительного генератора огибающей DADHSR, который мог накладываться на инструменты, фильтр НЧ или усилитель с цифровым управлением.
Emulator IIIX – 1993 год
Возвращение E-MU к разработке семплеров после перерыва в несколько лет. Изначально поддерживал только цифровое сэплирование (Emulator IIIXP), к которому затем добавилось аналоговое (Emulator IIIXS). Новым в этом устройстве было применение памяти объемом 32 Мб и 32-голосной полифонии; кроме того, это был первый семплер, который имел цифровые аудио вход и выход. Благодаря совместному использованию схем G Chips и H Chips он был очень тепло принят профессионалами по всему миру.
Morpheus – 1993 год
В самом передовом синтезаторе в мире Morpheus технология, основанная на использовании фильтра H-Chip, достигла совершенства. Произошло это благодаря внедрению уникальной технологии синтеза Z-Plane, которая состоит в обработке сигнала 197-ю моделями 14-полюсных фильтров с контролем по трем осям: X, Y, Z. Эта уникальная технология, впервые примененная в Morpheus, затем начала использоваться и в семплерах E-MU и стала краеугольным камнем звучания E-MU.
Classic Keys – 1994 год
Удешевление популярного звукового модуля Vintage Keys стало возможным благодаря замене дорогостоящих цифровых схем фильтров двумя более дешевыми, а также уменьшению количества аналоговых выходов до двух. В отличие от Vintage Keys, Classic Keys не имели возможности расширения.
Proteus FX – 1994 год
Благодаря снижению стоимости памяти, а также использованию нового сдвоенного чипа эффектов стало возможным объединение наборов звуков Proteus 1 и Proteus 2, а также семплов пианино PROformance.
ESI-32 – 1994 год
Этот семплер занимает два рэковых объема. Он является удешевленной версией Emulator IIIX (фактически программное обеспечение Emulator III было перенесено в новое аппаратное обеспечение). Он стал самым дешевым высококачественным семплером в свое время. Благодаря 32-голосной полифонии, оперативной памяти размером 32 Мб и огромной библиотеке звуков это устройство стало самым продаваемым семплером за всю историю компании E-MU.
Ultra Proteus – 1994 год
Ultra Proteus предоставлял пользователю библиотеку звуков объемом 16 Мб и объединил различные технологии компании E-MU в одном устройстве. А именно – расширенные возможности управления параметрами и звуками по MIDI. Ultra Proteus также дал пользователю возможность добавлять предустановки (но не семплы) через слот на передней панели.
Emulator IV – 1994 год
e64 – 1995 год
Emulator IV с чипом из новой серии VLSI (G 2.0), 128-голосной полифонией (в e64 предусмотрена 64-голосная полифония), оперативной памятью 128 Мб, графическим пользовательским интерфейсом и полнофункциональными возможностями для расширения с помощью дополнительных карт сразу завоевал успех на рынке. Некоторые возможности этого семплера остаются современными и по сей день. EIV долгое время считался лучшим аппаратным семплером в мире, это очевидно – у него огромное количество наград и большое количество именитых пользователей.
Darwin – 1996 год
Восьмитрековый рекордер Darwin с жестким диском и качеством записи 16 бит, 44,1~48 кГц был отходом от стратегии компании E-MU, направленной на разработку музыкальных инструментов. В результате многолетней интенсивной работы целой команды разработчиков появился Darwin – очень стабильно работающая машина со встроенным цифровым микшером, входами и выходами ADAT и возможностью синхронизации от внешнего источника. Эти рекордеры можно было составлять в стеки, и у них было высокое качество звучания компании E-MU. На лицевой панели был графический
дисплей и интерфейс для ввода/вывода данных на
жёсткий диск. Но этот аппарат появился слишком поздно, чтоб оказать сильное влияние на уже разросшийся рынок рекордеров с жёстким диском. Несмотря на превосходные характеристики, Darwin морально устарел уже через несколько лет после его появления на рынке.
E4K Keyboard – 1996 год
E4X Turbo – 1996 год
E4X – 1996 год
e6400 – 1996 год
E-Synth Keyboard – 1997 год
E-Synth Rack – 1997 год
Второе поколение семплеров E4 имело модульную архитектуру, что позволяло пользователям e6400 полностью улучшать семплер до модели E4X Turbo. E4K представлял собой 76-клавишный вариант семплера E-MU E4 и мог похвастать слотом для новых карт расширения FX (с обратной наследственностью к более ранним картам EIV), а также встроенным секвенсором. Клавишный синтезатор E-Synth и его рэковый вариант имели основной набор звуков, хранившийся на ПЗУ, в отличие от обычных семплеров с загрузкой звуков с ОЗУ. Несмотря на аппаратные различия, обновленная операционная система для Emulator могла запускаться на любом из этих четырех семплеров Emulator.
Orbit (Техно/электронная музыка) – 1996 год
Planet Phatt (Хип-хоп) – 1997 год
Carnaval (Латиноамериканский стиль) – 1997 год
В этих семплерах предусмотрены те же функции, что и в Ultra Proteus, и набор барабанных семплов, которыми может управлять пользователь (в режиме BEATS). Семплеры с ярким дизайном Orbit, Planet Phatt и Carnival были первыми однообъемными рэковыми звуковыми модулями, предназначенными для определенных музыкальных жанров. Эта продукция (особенно Orbit и Planet Phatt) сразу стала популярной, а режим BEATS использовали в своих произведениях композиторы всего мира.
ESI-4000 – 1998 год
Следующий за популярным ESI-32 – семплер ESI-4000, в котором увеличено количество фильтров, обеспечена 64-голосная полифония и возможность подключения дополнительного модуля Turbo Option Kit. Модуль обеспечивал дополнительные 6 выходов, возможность включения реверберации и цифровые вход/выход.
Audity 2000 – 1998 год
Синтезирующий модуль, в котором наряду с семплами использовались мощные фирменные цифровые фильтры и модулярный синтез (многое было позаимствовано от семплера Emulator IV). В Audity 2000 был впервые применен 16-канальный арпеджиатор с возможностью синхронизации. Кроме того, на передней панели были предусмотрены четыре программируемых регулятора для управления в реальном времени. И более того! В конце концов E-MU выпустил Audity в продажу… по значительно более низкой цене – в 70 раз дешевле, чем первый, легендарный Audity.
E-MU Audio Production Studio – 1998 год
Первый аудиоинтерфейс компании E-MU. APS из ряда других интерфейсов выделяется следующим: оригинальный мультимедийный звуковой процессор EMU10K1, отдельный чип для работы с волновыми таблицами и синтезом, потоковое цифровое аудио, изменение частоты дискретизации и обработка звука несколькими эффектами одновременно. Audio Production Studio состоял из основной PCI-карты с входом/выходом S/PDIF и сбалансированным аналоговым входом/выходом и блока Audio Access Bay с дополнительными входом/выходом S/PDIF, входами с переключаемой чувствительностью для
микрофонного и линейного уровней сигнала и выходом для
наушников.
EMU8710 PS – 1998 год
EMU8710 PS позволяет записывать и воспроизводить в стереорежиме с разрешением 16 бит, 44,1 кГц, обрабатывать звук с помощью встроенного процессора и предоставляет пользователю аналоговые и цифровые входы и выходы, расположенные на коммутационном блоке MIDI/Audio.
ESI-2000 – 1999 год
Бюджетная версия всемирно признанного семплера ESI-4000, дизайн которой отличается серебристым цветом лицевой панели.
Proteus 2000 – 1999 год
Выполненный на базе тех же разработок, что и Audity 2000, Proteus 2000 был первым в мире звуковым модулем со 128-голосной полифонией и возможностью расширения памяти для звуков до 128 Мб благодаря картам расширения для определенных музыкальных стилях. Кроме того, у Proteus 2000 была поддержка 32 каналов MIDI, шесть аналоговых выходов и цифровой выход S/PDIF.
B3 (Орган B3) – 2000 год
Mo'Phatt (Хип-хоп) – 2000 год
Virtuoso 2000 (Оркестровые инструменты) – 2000 год
Xtreme Lead-1 (Техно/электронная музыка) – 2000 год
Planet Earth (Этнические инструменты) – 2000 год
Orbit 3 (Синтезаторы) – 2001 год
Proteus 1000 (Поп/рок) – 2002 год
Turbo Phatt (Хип-хоп) – 2002 год
Vintage Pro (Классические электронные клавишные инструменты) – 2002 год
Эти модули представляли собой ориентированные на определенный музыкальный стиль версии Proteus 2000. Для моделей B3, Mo'Phatt, Xtreme Lead-1, Planet Earth и Proteus 1000 были специально разработаны менее дорогостоящие электронные схемы, и эти модели имели 64-голосную полифонию, два слота для карт расширения и два аналоговых выхода (без цифровых выходов). На заводе-изготовителе можно было улучшить аппаратную часть любой из вышеперечисленных моделей до полнофункционального модуля Proteus 2000.
E4XT Ultra – 1999 год
e6400 Ultra – 1999 год
E5000 Ultra – 1999 год
E4 Platinum – 2000 год
Серия семплеров Emulator 4 Ultra имеет улучшенную аппаратную часть на базе нового процессора Motorola Coldfire. Также была улучшена и операционная система, но на сегодняшний день поставляются две версии операционных систем – Ultra (для оборудования с новой электроникой) и Classic (для более ранних версий E4). В аппаратную часть были внесены и другие изменения: переход на накопители с шиной IDE (в предыдущих моделях были только SCSI) и поддержка новых карт расширения RFX-32 (для обработки звука и управления по MIDI), выпуск которых начался в 2000 году. E5000 выпускалась как бюджетная версия с ограничением полифонии до 64 голосов, тогда как полифония e6400 Ultra с картой расширения увеличивалась до 128 голосов. Флагманской моделью серии семплеров E-MU Ultra был E4 Platinum, выполненный на базе схем E4XT Ultra и дополненный различными функциональными возможностями, в том числе и поддержкой карт RFX-32.
Командная станция XL-7 (Техно/электронная музыка) – 2001 год
Командная станция MP-7 (Хоп-хоп) – 2001 год
Командная станция PX-7 (Ударные/перкуссия) – 2003 год
Proteus 2500 – 2001 год
Эти три продукта объединяют в себе звуки модуля Proteus 2000, наборы звуков определенного жанра, новый интерфейс, выполненный в виде сенсорной панели, и мощный встроенный секвенсор. Звуковой модуль Proteus 2500, занимающий четыре рэковых объема, предоставляет все возможности, которые есть у командных станций, за исключением сенсорных клавиш для ударных инструментов.
PK-6 (Поп/рок) – 2001 год
XK-6 (Техно/электронного) – 2001 год
MK-6 (Хип-хоп) – 2001 год
Vintage Keys (Классический электронный клавишный инструмент) – 2003 год
В этих клавишных инструментах звуковой модуль Proteus 2000 объединен с 61-нотной клавиатурой. Они обеспечивают 64-голосную полифонию. Кроме того, предусмотрены четыре слота soundROM и четыре аналоговых выхода.
***
В 2004 году выпущен полностью программный вариант линейки семплеров Emulator — Emulator X, работающий под управлением
Windows как отдельная программа, либо как
VST-плагин; изначально в качестве системного требования накладывалось использование звуковых карт марки E-mu, впоследствии такое ограничение снято. В 2005 году был выпущен программный аналог Proteus — Proteus X. С 2010 года конечной продукции с торговой маркой E-mu не выпускалось.
© greenmile
Источники:
audioshop.com.ua,
ru.wikipedia.org.
В начало