ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: носители информации. CD, DVD, blu-ray, minidisk, дискета, кассета, винил, видеокассета, перфокарта

Носители информации | Mini-BD



MiniDisc: logo, md, мд, минидиск

Минидиск (MiniDisc или сокращённо MD) — цифровой магнитооптический носитель информации. Когда появился и как развивался этот перспективный в своё время формат? Почему он не побил по популярности CD? Начало разработки стандарта Mini-Disk положено в 1986 году, когда компакт-диск (CD) уже начал своё победное шествие по планете. CD появился ещё в 1979 году, а спустя три года в продаже появились его первые серийные проигрыватели. Компакт-диски были на ура приняты любителями музыки, которые положительно оценили широкий частотный и динамический диапазон нового оптического носителя. Слушателей удивляла абсолютная тишина в паузах, в отличие от характерного треска винила, заменой которому и стал CD.

MD был задуман как преемник компакт-кассеты, более надёжный и удобный в эксплуатации носитель информации, кроме того хранящий записи в цифровом виде. Как уже упоминалось, середина 1980-х компакт-диск диск, только-только начал поднимать голову, в то время как компакт-кассеты переживали золотой век, однако, всем ведущим производителям стало ясно, что достигнута предельная высота возможностей данного носителя, принципиальные ограничения стали слишком очевидны.

Все сходились на мнении что необходим новый носитель, который как компакт-кассета мог бы похвастаться компактностью и защитой от внешних воздействий, что, в свою очередь, позволило бы использовать создаваемый носитель, как в домашних аудиосистемах, так и в портативных, а также автомобильных плеерах. Что касается качества звучания, то новый носитель должен был превзойти аудиокассету, максимально приблизившись в компакт-диску, при этом сэкономив на ёмкости. Главным условием для носителя должна была быть возможность многократной самостоятельной записи, включая функции стирания и монтажа.

Таким образом в MD были реализованы сразу несколько новейших на тот момент технологий. Технология записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания информации используется лазер, разогревающий до нужной температуры ферромагнитный слой диска, а также магнитная головка, меняющая намагниченность нагретого участка. Чтобы воспроизвести запись применялся лазер меньшей мощности: при отражении луча от какого-либо участка, в зависимости от его намагниченности, менялась плоскость поляризации, что, в свою очередь, фиксировалось оптическим датчиком.

Магнитооптическая технология снабдила MD важными «плюшками», такими как высокая надёжность хранения записи, устойчивость к магнитным полям, произвольный доступ к любому фрагменту записи, ну и конечно же возможность многократного стирания и перезаписи. Количество циклов стирания-записи, кстати говоря, гораздо выше, чем у оптических носителей в этом огромный плюс магнитооптической технологии записи, также, например, прогнозные показатели DVD-RAM почти в 100 раз больше чем у DVD-R/DVD-RW и DVD+R/DVD+RW.
MiniDisc: md walkman, md, мд, минидиск

MD, как и любой носитель информации, был не без изъянов. Единственным серьёзным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что делало проблемой использование пишущих приводов в портативных устройствах. Кроме того, спустя время вскрылся ещё один недостаток – MD подвержен размагничиванию как и любой другой магнитный носитель.

Носитель MD представлял собой диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) ёмкостью 140 мегабайт, который устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой (как у 3,5-дюймовой дискеты). Для кодировки музыки применялся фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), который был основан на психоакустических особенностях человеческого слуха. Алгоритм ATRAC был близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями, т.е. информация, которую было неразличить или трудно различить на слух большинству людей, удаляется из файла, в то время как оставшаяся сжимается до максимально возможного компактного объёма. В итоге 74 минуты записи на 650 мегабайта CD удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости MD. Базовый битрейт начальной версии алгоритма ATRAC составил 292 Кбит/с.

Итак, 12 января 1992 года состоялось официальное представление формата MiniDisc и оборудования для их записи и воспроизведения. Однако, публика приняла новинку без энтузиазма и тому были причины: качество звучания уступало как DAT-магнитофонам (Digital Audio Tape - цифровой формат звукозаписи без потерь), так и уже подзабытым цифровым кассетам DCC, при всём этом стоимость аппаратуры оказалась близкой к стоимости CD-проигрывателей, но последние обеспечивают куда более высокое качество звучания.

MiniDisc: md, player, мд, минидиск

В компании Sony работают люди, которые не привыкли сдаваться, потому забрасывать результаты многолетних наработок намерений не было. Первоочерёдной целью инженеров стало совершенствование алгоритмов сжатия ATRAC. Начальную версию ATRAC трудно было назвать хорошей, вторая модификация лишь слегка улучшила звучание, значительный прорыв в положительную сторону произошёл лишь с версией 3.5, увидевшей свет в 1995 году. Формат стал поддерживать разрядность 20 бит, тем самым превысив планку компакт диска, отчего записи на MiniDisc’e стали звучать качественнее.

Спустя год выходит четвёртая версия ATRAC, которая позволила «взять» новую планку в качестве звучания. ATRAC 4.5 применялась во флагманских моделях серии ESи могла похвастаться повышенным качеством кодирования на высоких битрейтах. В 1998 году выходит последний вариант классического ATRAC DSP Type-R, который имел в своём активе высококачественное кодирование высоких частот.

К сожалению, в среде меломанов за Mini-Disc’ом уже закрепилось не самое положительное мнение, поэтому для привлечения внимания Sony решила нанести удар выпуском высококачественных деков вышеупомянутой топовой серии ES - JA50ES и MSD-JA30ES. На рынке также появились и недорогие варианты с высоким качеством звучания, например, дека MDS-JE500, представленная публике в 1996 году. Главное достоинство вышеупомянутых устройств заключалось в том, что они могли конкурировать по качеству звучания с массовыми CD-проигрывателями, в то время как по сервисным функциям и вовсе их опережать.

MiniDisc: md, player, portable, мд, минидиск

В 1999 году появляется шестое поколение ATRAC, именуемое ATRAC3. Данная реализация примечательна тем, что в ней появились форматы записи повышенной длительности MDLP: 2LP (битрейт 132 Кбит/с) и LP4 (битрейт до 66 Кбит/с), позволяющие записать на 80-минутный диск до 324 минут звука.

В конце 2001 года MiniDisc наконец-то обзавёлся возможностью копирования записей на носитель не только в режиме реального времени. Сие стало доступно благодаря расширению NetMD, которое позволило в ускоренном режиме отправлять данные через интерфейс USB c компьютера под управлением Windows при помощи фирменной программы SonicStage. Записи в режиме SP можно было копировать на скорости до 1,6х, в режиме LP2 — на скорости до 16х, а в LP4 — до 32х или 64х по сравнению с реальной длительностью записанной программы.

В начале 2004 года на рынок выходит последняя инкарнация MiniDisc, так называемый формат «в продолжение» — Hi-MD и кодек ATRAC3Plus в придачу. Одновременно публике были представлены мини-диски Hi-MD объёмом 1 Гбайт, на которые можно было записать до 45 часов музыки (при битрейте равном 48 Кбит/с), до 94 минут несжатой музыки в формате Linear PCM (битрейт 1411 Кбит/с, частота дискретизации 44,1 кГц), либо до 980 Мбайт компьютерных данных.

В 2005 году начался выпуск плееров Hi-MD, которые могли похвастаться встроенной поддержкой MP3. В 2006 году появилась возможность передачи цифровых файлов с MD-плееров на компьютер (за исключением дисков, записанных через программы SonicStage или OpenMG).

Примечательно, что кодек ATRAC Advanced Lossless позволял записывать музыку в форматах ATRAC3 и ATRAC3plus, при этом сопровождая их служебным потоком для полного восстановления оригинального сигнала. Плеер мог декодировать и сжатый, и несжатый форматы, что обеспечивало совместимость таких записей с устаревшим оборудованием.

MiniDisc: md, player, мд, минидиск

Приводы Hi-MD начали появляться в компьютерах, выпускаемых компанией Sony. Такие диски были видны как съёмные накопители с файловой системой FAT32. Перенос файлов осуществлялся при помощи средств операционной системы, а для записи аудиодиска, воспроизводимого на MD-плеере, нужно было воспользоваться уже упомянутой выше программой SonicStage.

В стандарте Hi-MD были устранены многие ограничения классических MiniDisc — такие как, промежуточное перекодирование в PCM (Pulse Code Modulation, Импульсно-кодовая модуляция – оцифровка аналоговых сигналов) передаваемых файлов по расширению NetMD или отсутствие возможности перезаписи через оптический выход или USB цифрового звука, записанного «вживую» с микрофона или линейного входа.

Вышеописанные ограничения изначально были призваны предотвратить «побитовое» копирование защищённых DRM (технические средства защиты авторских прав) файлов, допуская лишь аналоговую перезапись, но при этом с потерей качества. Последние версии SonicStage сохранили единственное ограничение — отсутствие возможности редактирования треков на рекордере Hi-MD, записанных на диск данной программой. Ограничения не касались, если запись осуществлялась через оптический или линейный вход.

Доведение до ума алгоритма для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука «украло» слишком много времени у компании Sony, в то время как наступили новые времена: скоростной интернет, MP3, мобильные музыкальные плееры, пишущие приводы CD/DVD/Blu-ray… Создатели MiniDisc до последнего «тащили» морально-устаревший формат, его поддержка была прекращена лишь в 2013 году и это касается только Японии: в Европе и Северной Америке поддержка была свёрнута ещё в 2008 году. Большой популярности в США и Европе MiniDisc не получил, но мода, которая всё-таки была и там, прошла ещё в 1990-х годах. В России MiniDisc начал исчезать вначале «нулевых», как раз с ростом популярности MP3.

MiniDisc: md, player, onkyo, мд, минидиск

Самое большое распространение MiniDisc, получил на Родине – в Японии, в которой молодёжь до сих пор поддерживает интерес к формату, скупая музыкальные альбомы популярных исполнителей, а некоторые фирмы, такие как Onkyo, продолжают выпускать MiniDisc-плееры.

Использованы материалы и иллюстрации http://www.computerra.ru/

04.05.2015
© tomat


В начало


Носители информации | Mini-BD



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика