Персоны | Д’Аламбер, Жан Лерон
Жан Лерон Д’Аламбер (
д’Аламбер, Даламбер; фр.
Jean Le Rond D'Alembert, d'Alembert; 16 ноября 1717 — 29 октября 1783) — французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик.
Имя этому человеку дали в полиции, хотя ничего криминального он не мог совершить в силу младенческой немощи. Ребенка нашли на паперти храма Святого Жана Лерона в Париже. Дитя было плодом греховной связи известной писательницы и куртизанки Тиссен (де Тансен) и генерала де Туша (Детуш). Оставить этого ребенка мать не смогла. И мальчика, наскоро нареченного именем святого церкви, подле которой его нашли, отдали на попечение многодетной матери. Генерал, вернувшийся из-за границы, отыскал сына, нашел для него заботливую женщину из простой, но бесконечно доброй семьи, жену стекольщика Руссо, и время от времени помогал даже деньгами. Кто его отец, мальчик знал. И очень гордился.
Но как гордился папаша Руссо - мальчик прямо-таки изумлял школьных учителей своими способностями. Погрузившись в математику, он делал одно открытие за другим, через какое-то время смущенно убеждаясь, что его открытия давно уже совершены… Но он-то сам, своим интеллектом, пришел к ним!
В 23 года за математические исследования Жана Лерона избрали адъюнктом Парижской академии наук. Через два года вышел его «Трактат о динамике», от которого и началась механика новая, подвластная принципу, названному его именем. Так и поныне, и навсегда: принцип Д’Аламбера.
Потом - «Трактат о равновесии и движении жидкостей» - началась гидродинамика! Потом - «Рассуждения об общей причине ветров» - Д’Аламбера избирают членом королевской академии наук в Берлине. И работа гигантская, иначе не назвать - по составлению и изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». «Энциклопедию» он создавал вместе с Дени Дидро. И в этом труде перу Д’Аламбера принадлежит более сотни статей!
А живет он по-прежнему в семье Руссо. Бедно. За все звания, труды, если и платят - сущие гроши.
***
В первых томах знаменитой «Энциклопедии» Д’Аламбер поместил важные статьи: «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика» и «Геометрия», в которых подробно излагал свою точку зрения на актуальные проблемы науки.
Исчисление бесконечно малых Д’Аламбер стремился обосновать с помощью теории пределов, близкой к
ньютоновскому пониманию «метафизики анализа». Он назвал одну величину
пределом другой, если вторая, приближаясь к первой, отличается от неё менее чем на любую заданную величину. «
Дифференцирование уравнений состоит попросту в том, что находят пределы отношения конечных разностей двух переменных, входящих в уравнение» — эта фраза могла бы стоять и в современном учебнике. Он исключил из анализа понятие актуальной бесконечно малой, допуская его лишь для краткости речи.
Перспективность его подхода несколько снижалась тем, что стремление к пределу он чему-то понимал как монотонное, да и внятной теории пределов Д’Аламбер не дал, ограничившись теоремами о единственности предела и о пределе произведения. Большинство математиков (в том числе
Лазар Карно) возражали против теории пределов, так как она, по их мнению, устанавливала излишние ограничения — рассматривала бесконечно малые не сами по себе, а всегда в отношении одной к другой, и нельзя было в стиле
Лейбница свободно использовать алгебру дифференциалов. И всё же подход Д’Аламбера к обоснованию анализа в конце концов одержал верх — правда, только в XIX веке.
***
Прусский король Фридрих II предлагает ему пост президента своей академии наук, Д’Аламбер с благодарностью отвергает: «В молодости я одно время желал положения и богатства, но когда увидел, чем надо пожертвовать, чтобы достигнуть того и другого, то навсегда отказался от всяких к ним стремлений… Уединенная, бедная жизнь совершенно отвечает моему характеру, моей страстной любви к независимости, моему желанию стоять в стороне от людей и большого света…» И король назначил ему небольшую пенсию: такой человек не должен бедствовать.
Пришло письмо из России: Екатерина Вторая призывала Д’Аламбера стать воспитателем ее сына Павла Петровича. Ученый вежливо отказался, пояснив, что не может оставить друзей. Екатерина тут же приглашает и его друзей, назначая огромнейшее содержание. Д’Аламбер снова отказывается.
Понятно, что наследства у него и вовсе не набралось. Да и некому было оставлять имущество, нежели бы было оно: Д’Аламбер никогда не был женат. Любил как будто бы одну женщину - она содержала модный салон в Париже, да и сама по призванию была содержанкой: зачем ей бедный, пусть и всемирно известный ученый… А потом дошло до нее, кто ее чуть ли не боготворит. Назначила Д’Аламбера своим исповедником, даже просила прощения за равнодушное к нему отношение…
Но ему было уже все равно. Он уходил, оставив труды, его обессмертившие: помимо эпохальных, научных - по математике, теории дифференциальных уравнений, без которых и посейчас в высшей математике не сделать ни шагу далее, еще и труды по теории музыки и эстетики…
Колоссальный был интеллект. Рыцарь одинокого образа… Ради науки отрекся от радостей жизни. Только в любви ему не везло.
В 1783 году после долгой болезни Д’Аламбер умер. Церковь отказала «отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.
В честь Д’Аламбера назван кратер на обратной стороне Луны.
© greenmile
Источники:
www.kp.ru (текст Леонида Репина),
ru.wikipedia.org
В начало
Персоны | Д’Аламбер, Жан Лерон