ЭВМHISTORY: Компании / Бренды
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: история брендов, компаний, торговых марок и корпораций

Компании / Бренды / Интернет | Одноклассники



odnoklassniki, одноклассники, социальная, сеть, соцсеть

Соцсеть Одноклассники была запущена 4 марта 2006-го года. Изначально проект позиционировался в качестве ресурса для поиска однокурсников и одноклассников, но со временем его аудитория значительно расширилась. Сейчас Одноклассники объединяют десятки миллионов людей самых разных возрастных и социальных групп. Одноклассники, в отличие от многих других социальных сетей, имеют своё неповторимое лицо, существенно отличающееся от зарубежных прототипов.

Создателем Одноклассников является Альберт Попков. Дизайнером и консультантом — Дмитрий Уткин. Именно он придумал знаменитый логотип Одноклассников.

Альберт Попков родился в Южно-Сахалинске в 1972 г., в семье композитора и учителя. Спустя 3 года его семья переехала в Москву, и в школу Альберт пошёл уже в столице. В возрасте 16 лет он поступил в техникум, где увлёкся программированием, которому и посвятил последующие годы. Парень долгое время сотрудничал с НИИ «СчётМаш», написав более сотни обучающих и игровых программ для советских школьников. В кризисные 90-е торговал в «Лужниках» батарейками и даже подрабатывал на карандашной фабрике.

В конце 90-х годов Попков, будучи уже достаточно известным веб-программистом, начал сотрудничать с зарубежными компаниями. Работал над проектами «Саймон энд Шустер» (Simon & Schuster), «Кэнон» (Canon), порталом полиции Нью-Йорка и сайтом одного из кандидатов в президенты США. В 2000 г. переезжает в Лондон, где принимает активное участие в создании ресурса 192.com — крупного справочного портала Великобритании. Затем перешёл на должность главы отдела веб-разработки в «118118» — одной из наиболее известных информационных компаний Англии.

Над Одноклассниками Альберт начал работать в 2006-ом году. Причём изначально проект существовал только как хобби. До тех пор, пока его автор не уволился и не вернулся в Россию.

В настоящее время Альберт Попков занимается развитием своего нового проекта Сравни.ру — сервиса по выбору кредитов, вкладов и страховых полисов.


История


2006-й год

Первым зарегистрированным пользователем Одноклассников стал дизайнер соцсети Дмитрий Уткин. Изначально Одноклассники не воспринимались как коммерческий ресурс и перспективная рекламная площадка. Однако аудитория сайта стремительно увеличивалась, и уже в ноябре насчитывала более 1,5 млн. пользователей. Поэтому создатели портала приняли решение о регистрации соответствующего юр. лица. В этот период проект развивался только на личные деньги Альберта Попкова, которые стремительно таяли. В результате программист оказался перед выбором — продать проект или развивать его дальше, привлекая инвесторов. Осенью 2006-го инвестор был найден, и вслед за этим Одноклассники меняют технологическую платформу, привлекают квалифицированных специалистов и постепенно оформляются в полноценную компанию.

2007-й год

Финансовые вливания и структурно-технологические изменения дали результат. Летом 2007-го аудитория Одноклассников увеличивается до без малого 4 млн. посетителей. Сайт обрастает новыми функциями и возможностями: появляется просмотр списка гостей, отображение «друзей моих друзей», выделение «любимых друзей» и т.д. Кроме того, появился поиск не только по школам, но и по местам службы, по ВУЗам, по местам работы или отдыха. При всех усовершенствованиях до 2009 года сайт по-прежнему будет оставаться убыточным.

В сентябре 2007-го Попков принимает решение продать 30% акций латвийской компании Фортиком (Forticom) (она владеет Одноклассниками). Спустя пару месяцев после сделки происходит очередной всплеск активности пользователей и в ноябре 2007-го проект во второй раз становится лауреатом премии «За вклад в развитие российской сети Интернет».

2008-й год

Уже к началу года общая аудитория Одноклассников насчитывает 25 млн. пользователей при 6 млн. ежедневных посещений. Активные пользователи получили возможность создавать «группы по интересам» и персональные фотоальбомы. В октябре администрация решила сделать регистрацию платной. Бесплатно была доступна лишь «усечённая» версия учётной записи. Она не позволяла ни отправлять сообщения, ни загружать/оценивать фото, ни комментировать форумы. Для получения доступа к полному функционалу требовалось послать платное sms.

2008-ой год ознаменовался для Одноклассников первым финансовыми скандалом. Британская компания Ай-СиДи Паблишинг (i-CD Publishing) обвинила Попкова в том, что он создавал Одноклассников во время работы в этой фирме и нарушил тем самым трудовой договор. Ситуация усугублялась ещё и тем, что Одноклассники, фактически, являлись конкурентом сайта Пассадо (Passado), для разработки которого и был нанят Альберт Попков. На основании этого Ай-СиДи хотела получить в своё распоряжение и сам портал, и все приносимые им доходы. В результате переговоров стороны пошли на мировое соглашение, по которому Попкову пришлось выплатить британцам сравнительно небольшую компенсацию, оставив за собой все права на Одноклассников.

В 2008-ом году выручка от рекламы российской соцсети составила почти 35 миллионов долларов, а инвестиции достигли $3-4 млн. Однако с учётом стремительного роста аудитории, требовалось ещё не меньше $7 млн на оборудование для обеспечения бесперебойной работы сайта.

2009-й год

В этом году Одноклассники по охвату русскоязычной аудитории от 14 до 55 лет выходят на пятое место среди всех сайтов. Была добавлена услуга, позволяющая закрывать просмотр страницы для всех, кроме друзей.

2009-й в финансовом отношении стал для сайта переломным. Именно тогда Одноклассники начинают приносить прибыль, которая на конец года достигла 11,6 млн. долларов. Год назад соцсеть имела перед кредиторами 95,3 млн. рублей долга.

2010-й год

В этом году происходит ещё одно знаковое событие в истории Одноклассников: 31 августа 2010 г. Одноклассники становятся собственностью компании Диджитал Скай Технолоджиес (Digital Sky Technologies (DST)), которая меньше чем через месяц сменила название на Мэйл.ру Груп (Mail.ru Group). Новый владелец теперь контролировал 100% акций Одноклассников.

Мэйл.ру Груп (тогда ещё DST) начала скупку акций соцсети практически спустя год с момента основания Одноклассников. На начало 2009-го в её собственности находилось уже 75% латвийского холдинга Фортиком (Forticom), владевшего контрольным пакетом Одноклассников. А в 2010-м Диджитал Скай Технолоджиес становится практически единоличным владельцем социальной сети.

На этот момент число пользователей Одноклассников перевалило за 45 млн. Был несколько расширен функционал и на сайте появились различные игры, а также бета-версия видеочата. Кроме того, в конце августа была отменена платная регистрация.

Выручка Одноклассников к 2010 году составляет уже $68,9 млн., а чистая прибыль — 31,6 миллиона.

При этом большая часть дохода ($45,7 млн.) приходится не на рекламу, а на дополнительные услуги. В первую очередь на игры, которые соцсеть начала продвигать с апреля 2010-го. Уже через два года после этого на игровых приложениях Одноклассники смогут заработать 135 млн. долл., что на то время составляло почти половину от всего игрового интернет-рынка.

2011-й год

В этом году на Одноклассниках ввели единую систему авторизации, предоставив пользователям возможность использовать одни и те же данные в соцсети и на сторонних порталах. Стало доступным разделение друзей на группы и прикрепление к учётной записи до трёх банковских карт. Расширились и медиа-возможности: появился музыкальный раздел и возможность индексации видеороликов с Ютуб (YouTube). В верхнюю часть страницы Одноклассников была добавлена панель со ссылками на проекты Мэйл.ру Груп.

За первую половину 2011-го выручка Одноклассников превысила $57 млн., что, практически, соответствует четверти всей выручки Мэйл.ру Груп.

За 2011 г. Одноклассники заработали почти 4 млрд. рублей чистой прибыли. При этом дневная аудитория по сравнению с прошлым годом выросла почти в 2 раза.

7 сентября 2011 года Мэйл.ру Груп совместно с РуТуб (RuTube) запускают видеорекламу в Одноклассниках, которую ежедневно просматривают 10 млн. пользователей (это без малого треть посетителей соцсети).

2012-й год

Число пользователей Одноклассников превысило 135 млн. К февралю по статистике LiveInternet, Одноклассники побили свой же рекорд, достигнув 32,9 млн. пользователей в день. Была добавлена новая возможность — использование платных сервисов при нулевом счёте. Кредитованная сумма автоматически списывалась при последующем пополнении средств. Также стало возможным и скачивание медиаконтента, предоставленного правообладателями. Кроме того, пользователи могли изменять дизайн страницы по своему вкусу, выбирая имеющиеся темы. В этот же период начало работать интернет-радио внутри сети. Сайт становится одним из бесспорных лидеров Рунета.

Многочисленные достижения проекта в 2012-ом году были омрачены новым финансовым конфликтом.

В апреле 2012-го года налоговая служба РФ предъявила Одноклассникам иск, который был связан со старым спором между Альбертом Попковым и британской фирмой Ай-СиДи Паблишинг. Налоговики утверждали, что выплаченная «неустойка» не является расходами и потребовали заплатить полтора миллиона долларов штрафов. Долг был уплачен, причём сам Попков заплатил лишь часть суммы. Другую часть пришлось возмещать Ай-СиДи Паблишинг. Позже налоговики увеличили долг почти до $6 млн., увязав его с налогом на прибыль.

2013-й год

В 2013-ом году число зарегистрированных пользователей Одноклассников превысило 205 млн., ежедневная аудитория достигла 40 млн., и сайт был включен в ТОП-10 соцсетей мира. Добавилась возможность проведения соцопросов в группах и появилась кнопка «проголосовать». Также разработчики создали специальную версию для слабовидящих и запустили англоязычный вариант ресурса.

На 2013-ый год Одноклассники объединяют людей из 229 стран мира. Посещений пока не было лишь из одного государства — острова Питкэрн. В то же время на российский сайт наведываются пользователи из Бразилии, Гренландии, Ватикана (1 пользователь) и даже из Северной Кореи, где Интернет является роскошью и существенно урезан. В США проживает 1 млн. поклонников Одноклассников, а 80% русскоязычного населения Австралии заходит на сайт регулярно. На территории Российской Федерации примерно треть посетителей «приходит» в соцсеть с мобильных устройств.


Награды Одноклассников


Социальная сеть Одноклассники неоднократно становилась лауреатом разного рода премий:

  • 2006 г. — премия Рунета (категория «Здоровье и отдых»), 4-я строчка «Народной десятки» Рунета;
  • 2007 г. — премия «Веб-сайт года» по версии «Рашен Энтертэйнмент Эвордс» («Russian Entertainment Awards»), премия Рунета (категория «Массовые коммуникации и культура»), 3-я строчка в «Народной десятке», «Проект года» сетевого конкурса РОТОР, премия за достижения в сфере развития российского Интернета;
  • 2008 г. — главный приз «Влияние на оффлайн» сетевого конкурса РОТОР, гран-при «Мастер офф Брэндбьюлдинг» («Master of Brandbuilding»);
  • 2011 г. — лауреат Премии Рунета, категория «Инновации и технологии».

Кроме того, мобильная версия Одноклассников дважды получала премию «Золотой сайт».

© Алексей Востров

Для Www.Seoded.Ru.



В начало


Компании / Бренды / Интернет | Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика