Если вы ищете пример успешного проекта, начинавшегося без стратегии «захвата» рынка и хотя бы плохонького бизнес-плана, далеко ходить не нужно:
Mail.ru, сегодня — крупный коммуникационный портал Рунета с ежемесячной аудиторией более 50 миллионов уникальных пользователей, когда-то стартовал как увлекательный эксперимент питерских программистов. Сотрудники компании ДатаАрт (DataArt) под конец 20 века (в 1998 году, если быть точными) создали принципиально новый «движок» для
почтового сервиса. После запуска сервиса в тестовом режиме создатели быстро убедились в растущей популярности почтовика Мэйл.ру (Mail.ru). А что может стимулировать лучше интереса тысяч российских пользователей, помноженного на понимание, что новый сервис способен принести не только самоуважение, но и солидные деньги?
В этом же, 1998 году, всё питерское отделение ДатаАрт было преобразовано в самостоятельную компанию Порт.ру (Port.ru). И вот у этого новичка уже были и цели, и стратегии, и масштабные планы на будущее. А начать компания решила с создания и раскрутки интернет-портала матричного типа, объединяющего множество тематических разделов и разноплановых сервисов. Конечно, «звездой проекта» оставалась Почта@Mail.Ru, а попутно сотрудники Порт.ру открывали такие ресурсы, как Мьюзик.ру (Music.Ru), Работа.ру (Rabota.Ru), Талк.ру (Talk.Ru) (определенно, они быстро поняли преимущества удачного
доменного имени). В 1999 году было выпущено в свет оригинальное интернет-издание Интернет.ру (Internet.Ru) и ещё год понадобился специалистам Порт.ру для разработки и релиза коммерческого проекта Торг.ру (Torg.Ru), действующего в наше время под названием Товары@Mail.Ru.
Напряжённая двухлетняя работа дала ошеломительные результаты: более миллиона пользователей встретили новое тысячелетие, будучи приверженцами проектов от Мейл.ру. История компании начиналась удачно.
А что было дальше? День рождения портала Mail.Ru
В этой части истории о создании Mail.Ru необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о компании «НетБридж» (netBridge). Появившаяся на активно развивающемся рынке Рунета, она специализировалась на создании проектов, в основу которых ложились известные западные модели. Судить об успешности такого подхода можно по первому проекту НетБридж — интернет-аукциону Молоток.ру (Molotok.Ru), который активно работает и в наши дни.
Дальше — больше. НетБридж, окрылённая успехом «Молотка», реализует ещё несколько коммерческих проектов, попутно приобретая баннерную сеть ЛБЕ (LBE), каталог
сайтов Рунета Лист.ру (List.Ru), рейтинг Топ.Лист.ру (Top.List.Ru). Но в качестве самостоятельной компании НетБридж жила недолго. В 2001 году она объединилась с Порт.ру. Подобное слияние позволило Порт.ру занять лидирующие позиции среди интернет-холдингов России по охвату аудитории и доле рынка.
В 2001 году руководство Порт.ру приняло решение о ребрендинге. Порт.ру был заменен действительно популярным Мэйл.ру. Так и появился портал, хорошо известный каждому пользователю Рунета.
Рост, развитие и война с вирусами
Само
создание Mail.Ru было бы незначительным фактом, если бы за последующие годы портал не вырос. К его популяризации привели несколько важных решений, пик принятия которых пришелся на 2003 год. Но уже в 2002 году опытный наблюдатель мог бы заметить предпосылки к предстоящим изменениям — именно в это время руководство компании решило увеличить количество доменов на почтовом сервисе, присоединив к @mail ещё и @inbox, @bk, @list.
В 2003 году пользователям предложили оценить ряд существенных улучшений и нововведений. Одной из них стала возможность поиска информации в сети
Интернет. Собственный
поисковик Мейл.ру был создан на базе Гугл ВебСёрч (
Google WebSearch), чуть позже он был улучшен, и с его помощью можно было искать картинки, а в 2004 году поисковик был интегрирован с Лист.Майл.ру (List.Mail.Ru). Но настоящим прорывом стало не это.
В 2003 году Мейл.ру решила отвоевать часть аудитории у популярнейшего на тот день мессенджера
ICQ и разработала инстант-мессенджер Мэйл.ру Агент (
Mail.Ru Агент). Быстро развивающийся функционал «говорилки» сделал Агент одним из самых востребованных мессенджеров на территории России. Сегодня Майл.ру Агент позволяет не только обмениваться онлайн и оффлайн посланиями, но и отправлять бесплатные
SMS, осуществлять видеозвонки, создавать конференции, одновременно работать с неограниченным количеством аккаунтов. Кроме того, он поддерживает
протокол ICQ, а что ещё, спрашивается, нужно современному российскому пользователю?
Также в 2004 году было принято ещё одно популярное решение — снятие ограничения на размер почтового ящика. Это, надо сказать, пользователи восприняли не менее радостно, чем факт появления Агента. К тому времени практически каждый россиянин, имеющий доступ к Сети, обзавёлся собственным e-mail’ом (зачастую не одним), на который «сливалась» масса информации.
Так уж заведено: на каждый почтовый сервис приходится своя доля СПАМа,
вирусов и прочих отравителей радостной жизни среднестатистического российского пользователя. Практически сразу после создания Mail.Ru начала активно воевать с этими явлениями, не пренебрегая помощью сильных мира борьбы с виртуальной заразой. Компания сотрудничала и сотрудничает со специалистами «Диалог Науки» (то есть разработчиками
антивируса Доктор Веб (
Dr.Web)), «
Лаборатории Касперского», «Ашманов и партнёры» (антиспам). Совместная работа приносит свои плоды, пользователи Рунета могут не переживать за безопасность своей электронной почты. Ура.
От 1 до 20 за 4 года
В 2004 году история Mail.Ru набирает обороты. Разработчики компании активно взялись за улучшение поисковика, в него была добавлена морфология русского языка, история поисковых запросов, а в 2005 году появилась поисковая панель для
браузера IE.
Хотите узнать, как эти решения повлияли на охват аудитории? Сухая статистика: в 2004 году у компании Mail.Ru было 20 миллионов уникальных активных пользователей, против одного миллиона в 2000. Рост и успех — очевидны.
Ещё до регистрации юбилейного (20-миллионного) почтового ящика, был пересмотрен дизайн Мэйл.ру. По словам разработчиков, страница стала ярче, привлекательнее и проще для восприятия. По крайней мере, пользователи оценили. Кстати, всё в том же 2004 году компания решила помочь любителям «халявного» доступа в
Сеть и открыла Вай-фай@Мэйл.ру (Wifi@Mail.Ru) — сервис-перечень точек доступа Вай-Фай (
Wi-Fi).
Сервисы и игры
В последующие годы компания Мейл.ру открыла массу дополнительных сервисов. Чтобы не утомлять вас подробностями, приведём сухие
цифры:
- 29 октября 2004 г. — положено начало проекту Семинары@Mail.ru.
- Начало 2005 г. — открытие проекта Фото@Mail.ru и WIW@Mail.ru (многопользовательская онлайновая игра «Мир волшебников»). Игра оказалась настолько популярной, что через полгода была запущена ещё одна: Жуки.
- 2005 год — добавлены новые сервисы: Хостинг и Энциклопедии, также заработала система Деньги@Mail.ru.
- Ноябрь 2005 г. — появился собственный блоговый сервис (Блоги@Mail.ru).
- Конец 2005 г. — появляется Афиша@Mail.ru, благодаря которой можно узнать расписание предстоящих развлекательных и культурных мероприятий. Там же, кстати, перечисляются точки доступа Вай-Фай. К весне проект расцвёл: появились региональные «афиши».
- Весна 2006 г. ознаменовалась заботой о людях, предпочитающих выходить в Сеть с мобильных телефонов. Появляется поисковый сервис по WAP-ресурсам.
- Май 2006 г. — появляются Игры@Mail.ru.
- Летом сервисы Mail.Ru пополнились новым разделом: образование.
- Сентябрь 2006 г. — открытие Видео@Mail.Ru.
В итоге такой активной деятельности, к началу 2007 года проект Mail.Ru был оценен в 1 миллиард долларов, что побило все мыслимые и немыслимые цены активов Рунета.
Социальный дебют — «Мой Мир»
Вы удивлены, что история Майл.ру не отражает открытие одного из самых широко известных сервисов: социальной сети «
Мой Мир»? Это событие было настолько значимо (как для компании, так и для Рунета), что невозможно выделить ей только одну строчку в статье.
Социальная сеть «Мой Мир» появилась в щедром на новые сервисы 2007 году. Предоставляя максимум возможностей для общения и обмена контентом, социальная сеть привлекла внимание практически всех пользователей и вызывала широкий общественный резонанс. Основная миссия «Моего Мира» — позволить пользователям всегда оставаться на связи и моментально узнавать новости друг о друге.
Развитие других социальных сетей несколько уменьшило популярность «Моего Мира». Но в 2009 году он вернул себе лидерские позиции за счет открытия сервиса микроблоггинга, в котором ежедневно публикуется свыше 3,5 миллионов сообщений. Примерно в это же время руководство компании приняло неожиданное решение о выплате 100% заработанных средств авторам приложений, работающих в рамках «Моего Мира». Это вызвало известный ажиотаж среди разработчиков, а также позволило пользователям Mail.Ru наслаждаться массой игр.
Приобретение AOE
Важной вехой в создании Mail.Ru принято считать приобретение AOE. Благодаря выгодной сделке, компания стала крупнейшим в России и СНГ игроком на рынке онлайн-коммуникаций и развлечений.
Кстати об онлайн-играх: годом позже (в 2010) компания получила 100% контроль над Astrum Nival и несколькими месяцами спустя была признана лучшим создателем игр по версии КРИ 2010, получив сразу 4 награды.
Новейшая история компании
Всё в том же 2010 году, Mail.Ru получает признание в качестве общеизвестного товарного знака, выходит на рынок Прибалтики и открывает представительство в Германии. Летом Почта@Mail.Ru обзаводится собственным API, а вскоре компания представила новый уникальный стандарт разметки электронных писем (OMF).
Сегодня Mail.Ru доставляет более 150 миллионов писем ежедневно. Компания продолжает расти и внедрять в работу новые сервисы и приложения. В наши дни Mail.Ru — одно из самых успешных предприятий Рунета.
© Алексей Востров
Для Www.Seoded.Ru.
В начало