ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: графика и звук. Медиа, изображения, музыка, анимация, история и развитие всего что связано с графикой и звуком

Графика и звук | Фотография



photo, photography, фото, фотография

Такое привычное в современном понимании искусство фотографии питает свои корни из прошлых веков. Оно не родилось спонтанно, а стало общемировым достоянием многих народов, крупицы труда которых сегодня собраны воедино в истории возникновения фотографии.

Фотография (фр. photographie от др.-греч. «фотос» - свет и «графо» - пишу; т.е. светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотоаппарате.

В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на три больших подраздела:

  • Плёночная фотография — основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Разновидностью плёночной считается моментальная фотография, позволяющая получать готовый снимок в течение нескольких секунд.
  • Цифровая фотография — в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной, так как в ряде устройств, традиционно относимых к «цифровым», происходят аналоговые процессы (такова самая первая камера с электронной матрицей Sony ProMavica MVC-5000, таковы многие дешёвые телекамеры систем видеонаблюдения).
  • Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение. Специального общего названия для этого раздела не выработано, до появления цифровой фотографии часто употреблялся термин «бессеребряная фотография».


История


Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

photo, photography, фото, фотография

Чёрно-белая фотография


В 1725 году врач и профессор анатомии Йоган Генрих Шульце (Johann Heinrich Schulze 1687-1744) одним из первых обнаружил и доказал экспериментально чувствительность к свету у нитрата серебра. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.

1770 год. Шведский химик Карл Вильгельм Шееле (Carl Wilhelm Scheele) (1742-1786) сделал первые опыты с хлоридом серебра и открывает его светочувствительность. Также он открыл, что с помощью аммиака получившиеся снимки можно делать нестираемыми. Таким образом, он изобрёл процесс проявки/фиксации.

1798 год. Братья Клауде (1763-1828) и Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicephore Niepce, 7 Марта 1765 — 5 июля 1833) провели первые опыты по химической фиксации снимков, полученных с помощью Камеры-обскуры.

1799 год. Студент химического факультета Thomas Wedgwood (1771-1805) пытался найти способ долгосрочной фиксации снимков, но безрезультатно. Первые публикации его исследований появились в 1802-м году.


XIX век


В 1800 году Уильям Гершель открыл существование инфракрасного излучения.

1802 год. Thomas Wedgwood нашёл метод для создания контактных копий (Kontaktkopie) без фотокамеры и опубликовал в Лондоне работу — «Доклад о методе копирования изображений на стекло и создание копий с помощью воздействия света на нитрат серебра.» (An account of a method of copying paintings upon glass and of making profiles by the agency of light upon nitrate of silver). В это время всё ещё отсутствует возможность фиксировать полученные изображения. Только через три десятилетия Тальбот найдёт подходящее средство.

1814 год. Humphry Davy (1778—1829) открыл второе светочувствительное вещество на основе солей серебра — йодид серебра.

1816 год. Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicephore Niepce, 7 Марта 1765 — 5 июля 1833) получил первые бумажные фотографии с помощью фотоаппарата собственной конструкции, фотографируя из окна рабочего кабинета.

1817 год. Карл Фридрих Гаусс рассчитал модель объектива, который позже назовут его именем.

В 1818 г. немецкий ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.

1819 год. Уильям Гершель открыл свойство тиосульфата натрия растворять соли серебра.

1822 год. Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую светостойкую копию на стекле, а спустя 2 года с помощью Камеры-обскура, смог получить первые долговечные фотографии на цинковой пластине, покрытой слоем асфальта. К сожалению, сохранить их для потомков не смогли.

1826 год. Antoine Jerome Balard (1802—1876) открыл светочувствительность бромида серебра.

Жозеф Нисефор Ньепс познакомился в Париже и начал совместную работу с Луи Жаком Дагерром (Louis Jacques Mande Daguerre, 1787—1851).

В том же, 1826 году, после восьмичасовой проявки светочувствительной цинковой пластинки, покрытой слоем асфальта Жозеф Нисефор Ньепс получил одну из первых сохранившихся сегодня светостойкую фотографию:

photo, photography, фото, фотография

1829 год. Ньепс и Дагерр заключили договор об использовании и усовершенствовании изображений, полученных светохимическим путём.

1835 год. Создал первый негатив Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800—1877). Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 см. Он использовал бумагу с нитратом серебра и раствором соли. Только в 1839 году, после того как Дагер опубликовал свои работы, Тальбот продолжил свои исследования.

1837 год. Дагерр открыл процесс фиксации с помощью раствора поваренной соли.

1838 год. Чарльз Уитстон описал принцип стереоскопического зрения.

1840 год. Тальбот открыл Калотипию: способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий.

Жозеф Максимилиан Петцвал (Josef Maximilian Petzval) рассчитал первый объектив с большим относительным отверстием для съёмки портретов — 1:3, 7, f = 100 mm.

В США Александр Валькот (Alexander S. Walcott) открыл первое портретное ателье.

1841 год. Открыто первое европейское портретное ателье в Лондоне; владелец — Ричард Берд (Richard Beard). Noel-Marie Paymal выставляет 1500 портретов в первом коммерческом фотоателье во Франции.

Уильям Талбот (William Henry Fox Talbot 11 февраля 1800 — 17 сентября 1877) зарегистрировал патент для негатив-позитивный способ создания фотоснимков. Для съёмки он использует иодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в ёмкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую иодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.

1842 год. Один из первых фоторепортажей сделали Герман Боив (Hermann Biow, 1810—1850) и Фердинанд Штельцнер (Ferdinand Stelzner, 1805—1894). Они фотографировали один из больших пожаров в Гамбурге.

1844 год. Уильям Талбот опубликовал первую книгу с фотоиллюстрациями: The Pencil of Nature; при этом он использует вручную нарисованные Калотипии.

1847 год. Англичанин Девид Бревстер (David Brewster, 1781—1868) изобрёл стереофотокамеру.

1851 год. Фридрих Скот Арчер (Frederick Scott Archer, 1813—1857) опубликовал процесс способа создания позитивов с помощью коллодия ( Коллодионный процесс). Этот процесс остаётся основным до 1880-го года.

1854 год. Andre Adolphe Eugene Disderi (1819—1890) зарегистрировал патент о фотографиях на визитных карточках.

1862 год. Французский типограф Louis Ducos du Hauron опубликовал свои исследования о способе цветной фотографии на основе пигментов (пигментный способ).

1871 год. Richard Learch Maddox (1816—1902) опубликовал исследования об использовании пластин сухого желатина.

1876 год. F. Hurter & V. C. Driffield начали систематизацию характеристик фотографических эмульсий и заложили основы сенситометрии.

1878 год. Eadweard Muybridge продемонстрировал технику выполнения фотографии лошади в движении.

1887 год. Изобретена плёнка на целлулоидной основе. Габриэль Липпман изобрёл «метод фотографического воспроизведения цветов, основанный на интерференции».

1888 год. Массово продаётся первая простая в использовании ящичная камера Kodak № 1.

1891 год. Томас Эдисон запатентовал кинетоскоп для демонстрации движущихся изображений.

1895 год. Август и Луи Люмьер фр. Auguste & Louis Lumiere запатентовали « синематограф».

1898 год. Kodak представил первую складную карманную камеру.

photo, photography, фото, фотография


Цветная фотография


Ещё в середине 19 века появляется фотография в цвете. Первый устойчивый цветной фотоснимок Тартановая лента был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трёхцветной фотографии (метод цветоделения).

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра.

Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трёхцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра; в этом он превзошёл своего учителя.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность, и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

photo, photography, фото, фотография

Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.


Моментальная фотография


Термин «моментальная фотография» в разное время понимался по-разному. Современные цифровые снимки теоретически являются моментальными, но фактически не причисляются к таковым.

Первый патент на фотоаппарат, пригодный для моментальной фотографии, был получен в 1923 году Самуэлем Шлафроком. Устройство представляло собой громоздкую комбинацию съёмочной камеры и портативной фотолаборатории, лишь незначительно уменьшающую время получения готового негатива. Решением проблемы стали фотоматериалы сложной конструкции с интегрированными фотореактивами и возможностью немедленного получения позитива. Их разработка была начата фирмой Agfa в конце 1930-х годов, но массовый выпуск налажен компанией Polaroid лишь в ноябре 1948 года одновременно с появлением фотоаппарата «Polaroid Land 95». Патент на фотопроцесс с переносом изображения зарегистрирован основателем компании Эдвином Лэндом в 1947 году. В дальнейшем название компании Polaroid, обладавшей почти монопольными правами на производство фотоматериалов одноступенного фотопроцесса, стало синонимом моментальной фотографии. В СССР осуществлялись попытки производства аналогичных фотокомплектов «Момент», для фотоаппарата "Момент" (1952-1954) и "Фотон" (1969-1976). Но популярностью эти модели не пользовались, из-за нехватки специальной плёнки для них.

Одноступенный процесс получил широкое распространение в любительской фотографии до появления цифровых технологий. Более низкое качество изображения по сравнению с традиционным фотопроцессом ограничило сферу использования, которая была, в основном, прикладной: фото на документы, медицина и научные исследования. Однако некоторые особенности технологии оказали большое влияние на фотоискусство.


Цифровая фотография


1908 год. Шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел Свинтон (Alan Archibald Campbell Swinton) печатает в журнале Nature статью, в которой описывает электронное устройство для регистрации изображения на электронно-лучевой трубке. В дальнейшем эта технология легла в основу телевидения.

1969 год. Исследователи из Bell Laboratories - Уиллард Бойл (Willard Boyle) и Джордж Смит (George Smith) сформулировали идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений.

1970 год. Ученые из Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов.

1972 год. Компания Texas Instruments запатентовала устройство под названием «Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений». В качестве чувствительного элемента в нем использовалась ПЗС-матрица, изображения хранились на магнитной ленте, а воспроизведение происходило через телевизор. Данный патент практически полностью описывал структуру магнитную кассету (один кадр записывался 23 секунды). 1976 год. Fairchild выпускает первую коммерческую электронную камеру MV-101, которая была использована на конвейере Procter&Gamble для контроля качества продукции. Это уже была первая, полностью цифровая камера, передававшая изображение в миникомпьютер DEC PDP-8/E по специальному параллельному интерфейсу.

1980 год. Sony представила на рынок первую цветную видеокамеру на основе ПЗС-матрицы (до этого все камеры были чёрно-белыми).

1981 год. Sony выпускает камеру Sony Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. Mavica была полноценной зеркальной камерой со сменными объективами и имела разрешение 570x490 пикселей (0,28 Мп) Она записывала отдельные кадры в формате NTSC и поэтому официально она называлась «статической видеокамерой» (Still video camera). Технически, Mavica была продолжением линейки телевизионных камер Sony на основе ПЗС-матриц. Во многом, появление Mavica было переворотом, аналогичным изобретению химического фотопроцесса в начале 19-го века. На смену громоздким телекамерам с электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство на основе твердотельного ПЗС-сенсора. Полученные на ПЗС-матрице изображения сохранялись на специальном гибком магнитном диске в аналоговом видеоформате NTSC. Диск был похож на современную дискету, но имел размер 2 дюйма. На него можно было записать до 50 кадров, а также звуковые комментарии. Диск был перезаписываемый и назывался Video Floppy и Mavipak.

Примерно в то же время в канадском университете Калгари была разработана первая полностью цифровая камера под названием All-Sky camera. Она предназначалась для научной фотосъемки, была сделана на основе ПЗС-матрицы Fairchild и выдавала данные в цифровом формате.

1984-1986 гг. По примеру Sony, компании Canon, Nikon, Asahi также начали выпуск электронных видео- и фотокамер. Камеры были аналоговыми, стоили очень дорого и имели разрешение 0,3–0,5 мегапикселей. Картинки в формате видеосигнала писались на магнитные носители (как правило, дискеты). В этом же году Kodak ввёл в обиход термин «мегапиксель», создав промышленный образец CCD-сенсора с разрешением 1,4 Мп.

1988 год. Компания Fuji, которой и принадлежит право первенства в производстве полноценной цифровой видео-фотокамеры, совместно с Toshiba выпустила камеру Fuji DS-1P, основанную на ПЗС-матрице с разрешением в 0,4 Мп. DS-1P также стала первой камерой, записывавшей изображение в формате NTSC не на магнитный диск, а на сменную карту памяти статического ОЗУ (Static RAM) со встроенной для поддержания целостности данных батарейкой. В том же году Apple совместно с Kodak выпускает первую программу для обработки фотоизображений на компьютере — PhotoMac.

1990 год. Появилась уже полностью цифровая, коммерческая камера – Dycam Model 1, более известная под как Logitech FotoMan FM-1. Камера была чёрно-белая (256 градаций серого), имела разрешение 376x240 пикселов и 1 мегабайт встроенной оперативной памяти для хранения 32 снимков, встроенную вспышку и возможность подключить камеру к компьютеру.

1991 год. Kodak, совместно с Nikon, выпускает профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC100 на основе камеры Nikon F3. Запись происходила на жёсткий диск, находящийся в отдельном блоке, весившем около 5 кг.

photo, photography, фото, фотография

1994 год. Apple совершает настоящий маркетинговый прорыв, выпустив Apple QuickTake 100. Фотокамера была выпущена в корпусе, напоминавшем бинокль (популярная в те годы форма для видео-фотокамер) и позволяла хранить во внутренней Flash-памяти восемь снимков размером 640x480 (0,3 Мп) или тридцать два снимка с половинным разрешением 320x200. Подключалась камера к компьютеру с помощью последовательного порта, питалась от трёх батареек формата AA и стоила меньше восьмисот долларов.

1994 год. На рынке появились первые Flash-карты форматов Compact Flash и SmartMedia, объёмом от 2 до 24 Мбайт. 1995 год. Выпущены первые потребительские фотоаппараты Apple QuickTake 150, Kodak DC40, Casio QV-11 (первая цифровая фотокамера с LCD-дисплеем и первая же — с поворотным объективом), Sony Cyber-Shot. Началась гонка за снижение цены и приближение качества цифровой фотографии к качеству плёнки.

1996 год. Приход на рынок компании Olympus, не только с новыми моделями, но и с концепцией комплексного подхода к цифровому фото, основанной на создании локальной пользовательской инфраструктуры: камера + принтер + сканер + персональное хранилище фотоинформации.

1996 год. Fuji представила первый цифровой минилаб. Технология нового устройства была гибридной – она сочетала в себе лазерные, цифровые и химические процессы. В дальнейшем к производству цифровых минилабов подключились и другие компании, в частности, Noritsu и Konica.

1997 год. Преодолён символический рубеж в 1 мегапиксель: в начале года выходит камера FujiFilm DS-300 c 1,2-мегапиксельной матрицей, в середине — зеркальная (на основе светоразделяющей призмы) однообъективная камера Olympus C-1400 XL (1,4 мегапиксела).

2000 год. Выпуск камеры Contax N Digital первой полнокадровой (24х36 мм) камеры с разрешением 6 Мп.

2002 год. Sigma выпускает камеру SD9 c трехслойной матрицей Foveon.

2003 год. Начало выпуска Canon EOS 300D – первой доступной по цене широкому кругу фотографов зеркальной цифровой фотокамеры со сменными объективами. Благодаря этому факту, а также выпуску аналогичных камер другими производителями, произошло массовое вытеснение плёнки не только из среды непритязательных любителей и профессионалов, но и среди «продвинутых» любителей, до этого относившихся к цифровой фотографии довольно прохладно.

2003 год. Компаниями Olympus, Kodak и FujiFilm представлен стандарт 4:3, направленный на стандартизацию цифровых зеркальных камер и выпущена фотокамера Olympus Е-1 под этот стандарт.

2005 год. Начало выпуска Canon EOS 5D – первой доступной по цене (цена менее $3000) камеры с полнокадровым сенсором с разрешением 12.7 Мп.

2010-2015 гг. Активное развитие цифровых камер, встроенных в гаджеты. Пусть качество снимков, сделанных ими, до профессиональных фотоаппаратов не дотягивает, но с цифровиками вполне сопоставимо.

Вследствие совершившейся цифровой миниреволюции особенно выиграли японские компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности, Nikon, Canon и Sony сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания Kodak, являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически потеряла. История эта не завершена, она активно продолжается в настоящее время.

© greenmile

Источники:

Bajena.Wordpress.Com,
Www.Photorange.Ru,
Ru.Wikipedia.Org.


В начало


Графика и звук | Фотография



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика