ЭВМHISTORY: Компании / Бренды
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: история брендов, компаний, торговых марок и корпораций

Компании / Бренды / Интернет | Facebook



facebook, фэйсбук, фейсбук, социальная, сеть, соцсеть

Facebook, пожалуй, это самая мощная социальная сеть в мире, которая за несколько лет превратилась из сервиса для небольшого круга друзей в глобальную площадку для общения. Это слово сейчас на устах каждого представителя прогрессивного молодого поколения. Постепенно Facebook становится неотъемлимым атрибутом нашей жизни. И не случайно.

История создания Facebook началась ещё задолго до окончательной формулировки самого понятия «социальная сеть». На момент рождения Facebook социальных сетей в привычном нам понимании не было. История развития Facebook это одновременно и история развития социальных сетей.

Все новое, что появляется в Facebook, копируется другими и становится стандартом де-факто. И именно поэтому история Facebook привлекает к себе столько внимания. На ее примере изучается опыт построения совершенного нового сервиса, опыт разработки и внедрения социальных сервисов и опыт взаимодействия с огромными массами пользователей.

А теперь рассмотрим историю создания Facebook немного конкретнее и подробнее.


Марк Цукерберг


Основателем и «развивателем» Facebook является Марк Цукерберг — молодой человек, недоучившийся в Гарварде (как раз из-за Facebook), с нестандартным взглядом на общение людей друг с другом.

facebook, фэйсбук, фейсбук, социальная, сеть, соцсеть

Личность довольно противоречивая. Кто-то считает Цукерберга бескорыстным гением, осчастливившем все человечество. Кто-то — беспринципным воришкой, думающем лишь о получении большого количества денег. Кто-то просто счастливчиком, создавшим сервис, что называется «для себя», который затем «выстрелил». Мнений много.


Начало


Страсть к компьютерам у самого молодого миллиардера современности — Марка Цукерберга — появилась ещё в 6-ом классе. Он начинал свой тернистый путь с известного языка программирования С++ и в юные годы разработал компьютерную игру «Риск». Затем была программа, которую Цукерберг создал для своего отца. С помощью нее сотрудники его компании могли общаться между собой.

После, Марк запрограммировал специальное приложение под названием «Synapse», способное автоматически формировать «плей-листы» слушателей на основании их музыкальных предпочтений. Программа оказалась настолько успешной, что на неё обратили свои искушённые взгляды такие монстры, как Microsoft и AOL. Компания Билла Гейтса сразу предложила Марку хорошую работу (правда, при условии, что все права на «Synapse» перейдут в пользу Microsoft). Будучи уже в юные годы рассудительным молодым человеком, Марк Цукерберг ответил отказом.

Он хотел большего. И сейчас можно сказать, что тогда он поступил правильно. Кстати, на этом отношения между Марком Цукербергом и Биллом Гейтсом не заканчиваются, но об этом позже.

Почему Facebook именно «Facebook»


Многие считают, что история Facebook начинается со времён Гарвардского университета, в который Марк поступил на факультет психологии. Талантливый программист, обладающий огромным потенциалом, на факультете психологии — это было довольно нестандартное решение :-)

Однако, история создания Facebook началась чуть раньше — в Академии Филипс-Эксетер (Phillips Exeter) — частной школы с богатыми традициями в Нью-Хемпшире. Вернее, не само создание, а накопление того базиса, на котором впоследствии и вырос Facebook.

Являясь учеником этой школы, Марк Цукерберг получил в своё распоряжение так называемую «The Photo Address Book». Это был своеобразный студенческий справочник, в котором можно было ознакомиться с фотографиями, телефонными номерами и даже адресами своих одноклассников. Данные в нем ежегодно обновлялись, поэтому он был очень удобным для каждого ученика.

Вы знаете, как между собой школьники называли эту книгу? «The Facebook»! Причина до банальности проста — оригинальное название было уж слишком длинным для произношения.

Поступив в Гарвард, Марк обнаружил, что подобного сервиса в университете нет. Он выступил с инициативой создания онлайн-справочника по типу «The Facebook» перед руководством. И получил отказ, который основывался на конфиденциальности данных о студентах.

В узких кругах поговаривают, что это обстоятельство по-настоящему взбесило талантливого программиста. И он не собирался отступать.


Facemash


В один прекрасный день (или ночь) Марк Цукерберг осуществил взлом базы данных Гарвардского университета и создал простейший сайт с кодовым названием «Facemash». Концепция этого сайта была проста — вниманию посетителей предлагались фотографии студенток и возможность их оценки по некой «шкале» привлекательности. Сайт был доступен только внутри Гарварда.

Что из этого получилось, лучше указать в числах и цифрах: за 2 часа после запуска сайта — 450 посетителей и 22 000 просмотров фотографий! Заметьте — посетители были такими же студентами Гарвардского университета. Т.е. 450 непосредственных знакомых обладательниц выложенных фото за 2 часа!

Как только информация о таком «героическом» поступке дошла до руководства учебного заведения — взбешенным оказался уже не Марк Цукерберг. В итоге он получил серьезные проблемы, а сайт благополучно закрыли. Но если кто-то подумал, что Марка это остановило, то он глубоко ошибается.


Создание Facebook


4 февраля 2004 г. можно вспомнить по разным событиям. Например, в этот день на аукционе «Sotheby’s» самые заядлые коллекционеры боролись за право обладания потрясающей скульптурой «Великая Танцовщица» руки Эдгара Дега. И в этот же день в небольшой комнатке общежития Гарвардского университета была запущена социальная сеть «The Facebook». Запущена тихо, скромно и без фанфар.

В «стартовый» состав, помимо Цукербергера, входили еще три студента: Эдуардо Саверин (как первый финансист Facebook), Дастин Московиц и Крис Хьюз (как помощники-программисты).

Так началась современная история Facebook. Первоначальная раскрутка и формирование стартовой аудитории осуществлялась с помощью старого и доброго СПАМа. Это один из самых ярких примеров в истории Интернета, когда СПАМ дал феноменальный результат.


Братья Винклвосс


Вокруг любой гениальной идеи всегда собирается огромное количество скандалов. И история создания Facebook не стала исключением.

Ровно через 6 дней с момента запуска Facebook трое старшекурсников Гарвардского университета (Братья Кэмерон и Тайлер Винклвосс, а также их товарищ Дивья Нарендра) обвинили Марка Цукерберга в воровстве их идеи, на основе которой, он, по их словам, и создал Facebook.

Они утверждали, что ещё в 2003 году привлекли Марка Цукерберга (вдохновившись «успехом» его истории с Facemash) для создания своего сервиса HarvardConnection.com. Они убеждали всех и вся, что ряд их личных идей и наработок, которыми они поделились с Марком, были нагло заимствованы последним при создании Facebook.

Подробности этого скандала не особенно интересны, да и информация о нем весьма противоречивая. Остановимся на основных моментах и этого будет достаточно.

Обиженные старшеклассники пожаловались руководству университета, а также убедили редакцию внутриуниверситетской газеты «Harvard Crimson» опубликовать разоблачающую статью. Этому поспособствовало и обращение ещё одного студента Джона Томсона, который утверждал, что Цукерберг в Facebook использовал и его идею.

История с судебными тяжбами и взаимными претензиями длилась несколько лет. В итоге Facebook выплатила 65 млн. долларов в качестве компенсации: 20 млн. долларов наличными и 45 млн. долларов в виде акций Facebook.

Мое же мнение совпадает с мнением остальных разумных людей, которые считают, что Цукерберг украл если не полностью, то значительную часть идеи у братьев Винклвосс. А так как при найме на работу они никаких договоров с Цукербергером не заключали, то и история создания Facebook связана с именем Марка Цукербергера, а не братьев Винклвосс.


История развития Facebook


Изначально «The Facebook» ориентировался исключительно на Гарвардский университет. За первый месяц существования социальной сети в ней зарегистрировалось около половины студентов Гарварда.

Но уже в марте 2004 года «The Facebook» вышел за стены Гарварда и подключил к своей сети студентов Стэнфорда, Колумбийского университета и даже Йеля. Марк Цукерберг нацелился на университеты так называемой «Лиги Плюща», в которую входили все элитные учебные заведения. Затем к Facebook постепенно было подключено большинство крупнейших учебных заведений США и Канады.

Любое развитие невозможно без активных инвестиций. В момент создания «The Facebook» существовал на голом энтузиазме сокурсников и небольших финансовых вложениях Эдуардо Саверина (которого впоследствии Цукерберг хитро «кинет», выдавив из компании и оставив с носом) на оплату услуг серверов.

Но пришел тот час, когда Facebook стал настолько большим, что потребовал к себе максимум внимания. А для того, чтобы история его развития не прервалась, потребовались более значительные финансы. Марк Цукерберг уезжает в Кремниевую долину и обосновывается в Пало-Альто. Там он знакомится с Шоном Паркером, который вошёл в историю Интернета, благодаря созданию файлообменной сети Napster, нашумевшей многочисленными скандалами и судебными тяжбами со звукозаписывающими компаниями. После закрытия Napster Паркер мечтал о работе в компании, которая своими идеями перевернет мир.

facebook, фэйсбук, фейсбук, социальная, сеть, соцсеть

Facebook как раз соответствовал этому «требованию» Паркера. А Паркер был нужен Цукербергеру по причине многочисленных знакомств с финансовыми воротилами Кремниевой долины. В результате на определенном этапе истории Facebook Паркер и Цукерберг занимались развитием компании вместе.

Шон Паркер убедил Цукерберга в необходимости роста проекта и привлечения стороннего финансирования, в чём обещал солидную поддержку.

Первым инвестором в Facebook стал Питер Тил — один из основателей известной платёжной системы PayPal. Его инвестиции составили 500 тыс. долларов. Благодаря этому, менее чем через полгода, «The Facebook» собрала первый миллион пользователей. С этого момента своей истории компания активно занялась вопросами венчурного инвестирования.

В 2005 году всего за 200 тыс. долларов в доменном имени социальной сети произошли небольшие перемены. Исчезла приставка «the», и появился просто «Facebook». После этого, социальная сеть перестала позиционироваться, как сервис, ориентированный исключительно на студентов. Зарегистрироваться мог любой желающий для общения со своими друзьями. В истории Facebook начался новый этап.


Facebook и мир


Социальная сеть Facebook начала стремительно расти. Когда количество пользователей перевалило за 50 млн. Марку Цукербергу стали поступать заманчивые предложения.

К примеру, монополист Yahoo! предложил за весь проект 900 млн. долларов. И получил очередной отказ Цукерберга.

Здесь в истории Facebook снова появляется Билл Гейтс, который выкупает 1,6% акций Facebook за 260 млн. долларов. С этого момента основатель и идейный вдохновитель корпорации Microsoft завёл свою персональную страничку в социальной сети. Но если вы думаете, что господин Гейтс этим ограничился, то вы глубоко заблуждаетесь.

После покупки акций он заключил договор с Facebook, по условиям которого социальная сеть размещала на своих страницах рекламу Microsoft вплоть до 2011 г.

В 2008 году Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером в мировой истории — его состояние оценивалось в 1,5 млрд. долларов.

Среди акционеров Facebook можно встретить и российских инвесторов. В 2009 году компания «Digital Sky Technologies», которая контролируется Юрием Мильнером, Григорием Фингером и Алишером Усмановым, приобрела 1,96% привилегированных акций за 200 млн. долларов. Позже, российские инвесторы докупили ещё 3%-ный пакет акций. На сегодняшний день участие «Digital Sky Technologies» составляет 10%.

Социальная сеть Facebook занимается активным развитием и внедряет собственный API, позволяющий подключать многочисленные приложения (игры, информеры, календари и т.д.). А 30 сентября 2010 года Facebook заключила соглашение с телекоммуникационной корпорацией Skype, поэтому в ближайшее время ожидается интеграция двух гигантов.

Представители Facebook заявляют, что в 2011 году в социальной сети зарегистрируется миллиардный пользователь. И для достижения этой отметки прилагаются колоссальные усилия.

На сегодняшний день просматривать Facebook можно на 68 языках. Продвижение во многие регионы нашей планеты осложняется слабоскоростным Интернетом. И в этом направлении предпринимаются серьёзные шаги — создание лёгкой версии социальной сети под названием «Facebook Zero». Также проводятся переговоры с представителями компаний сотовой связи (в том числе с Beeline и МТС) о возможности просмотра страниц с мобильных телефонов.


Заключение


История создания Facebook ярко подтверждает одну простую мысль — все только в твоих руках. Можно, конечно, искать парня, который все сделает, и тебе останется лишь получить профит. Только в таком случае очень велик шанс пролететь, как братья Винклвосс.

А можно не ждать у моря погоды и воплощать в жизнь СВОИ идеи СВОИМИ руками. Пускай коряво, пускай учась в процессе на своих ошибках, но зато в этом случае тебе точно не придется жалеть о том, что кто-то оказался шустрее тебя. Ведь намного выгоднее получить необходимые знания, чем упустить «право первой ночи» :-)

© Алексей Востров

Для Www.Seoded.Ru.



В начало


Компании / Бренды / Интернет | Facebook



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика