Развитие научных школ
МГТУ им. Н.Э. Баумана уже насчитывает более 180 лет. За это время МГТУ им. Н.Э. Баумана стал одним из ведущих мировых технических университетов. Портретная галерея "Основатели научных школ" в стенах главного комплекса МГТУ насчитывает более 70 фотопортретов. Их число с каждым годом растет. Это естественно для древнего и постоянно обновляющегося "древа мудрости", каким является МГТУ.
За время своего существования университетом выпущено более ста тысяч специалистов для народного хозяйства и оборонных отраслей промышленности. За многолетнюю историю МГТУ им. Н.Э. Баумана завоевало высокий и заслуженный авторитет у нас в стране и зарубежом. Питомцы МГТУ им. Н.Э. Баумана внесли неоценимый вклад в создание научного и культурного потенциала нашей страны, в развитие отечественной и мировой техники. При их участии созданы первый в России вертолет, первая автоматическая станочная линия, первый газотурбовоз, первая в мире
телевизионная трубка (кинескоп), пассажирский реактивный самолет, атомная электростанция, в создании космических аппаратов и ракет не малая доля труда выпускников МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Вид на главный учебный корпус со стороны Яузы
Сегодня МГТУ им. Н.Э. Баумана - крупнейшее высшее учебное заведение страны, осуществляющее подготовку более 16 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения на 14 факультетах по 56 специальностям. Научную и учебную работу ведут более 250 профессоров, докторов наук и около 1000 кандидатов наук.
А все начиналось в далеком 1826 году, когда по указу императрицы Марии Федоровны были созданы "Мастерские разных ремесел" для мальчиков сирот воспитательного дома. Для этих целей был заново отстроен одним из лучших архитекторов того времени Д.Жилярди, сгоревший в 1812 году дворец в Немецкой слободе.
В 1830 году император Николай I утвердил положение, в котором мастерские получили официальный статус "Ремесленного учебного заведения". Начиная с этого времени зачисление в училище конкурсное. В течение почти 60-лет Московское учебное ремесленное заведение , а затем Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) находилось в ведомстве благотворительных заведений императрицы Марии Федоровны, а затем под непосредственным покровительством Императора.
Среди основателей научных школ ИМТУ того времени: А.С. Ершов, Д.К. Советкин, Ф.М. Дмитриев, .В. Летников, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, А.П. Гавриленко и др. Сейчас трудно себе представить, что нынешнее многоцветье научных направлений МГТУ имело своим истоком всего два: механическое и химико-технологическое.
В 1868 году был утвержден Устав, в первом параграфе которого сказано: "
Императорское московское техническое училище есть высшее специальное учебное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков -строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов". Первыми кафедрами в Училище были: кафедра высшей математики, общей механики, общей и прикладной физики, построения машин, строительного искусства, технологии волокнистых веществ, общей химии, химической технологии. Их возглавляли профессора Ф.Е. Орлов, А.В. Летников, А.С. Владимирский и др. В это время в ИМТУ зародился "Русский метод обучения ремеслам", который сочетал в себе фундаментальную университетскую подготовку с базовым практически-прикладным обучением. Данный метод на Всемирной выставке в вене получил Большую золотую медаль.
Основную работу по созданию этой методики проделал Д.К. Советкин. Его метод - это научный анализ производственного процесса, обучающий разумному расходованию времени и сил (созданный задолго до Тейлора, считающегося на западе основоположником научной организации труда). После ряда выставок, метод, получивший название "
РУССКИЙ" стали применять в разных странах. Ученые ИМТУ за свои разработки еще не раз удостаивались наград всемирных выставок за выдающийся вклад в развитие науки и образования.
Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль, получив сделанную специально по просьбе американцев коллекцию моделей для обучения инженеров по русскому методу, в восторге писал ректору ИМТУ В.К. Делла-Воссу: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В америке после этого никакая иная система не будет употребляться". Так развивался процесс взаимообогащения различных систем технического образования. Это подтверждает и следующее: На заре перестройки, когда было принято все кординально менять - институты преобразовывались в академии, техникумы в колледжи и институты и т.п., А.С. Елисеев, в то время ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана, посетил все тот-же
Массачусетского технологический институт, и опять ему там были представлены учебные планы кафедр МГТУ, по которым в то время шла подготовка специалистов у нас.
Всемирные выставки, конгрессы, съезды на которых участвовали представители училища способствовали расширению научных связей, укреплению его авторитета. Именно тогда начали складываться деловые отношения с крупнейшими немецкими фирмами Круппа и
Сименса. А знаменитый американский ученый и изобретатель
Т.А. Эдисон подарил ИМТУ свой портрет с автографом.
Русский метод 70-х годов XIX в. с развитием техники постоянно совершенствовался, и в 1903 г. ИМТУ получило всеобщее признание лучшего машиностроительного вузы Росии. К этому времени стало ясно, что не ручной труд в слесарной и токарной мастерских, а научно поставленный опыт в технически оснащенной лаборатории определяет развитие техники. И вскоре при непосредственной материальной поддержке русских промышленников и купечества были построены институт испытания материалов, гидравлическая, аэродинамическая и электротехническая лаборатории, институт технологии волокнистых веществ. В то время в МГТУ работали выдающиеся ученые и изобретатели: Н.Е. Жуковский, С.А. Федоров, Н.Ф. Чарновицкий, Н.А. Умов, П.Н. Лебедев, И.А. Каблуков,
В.И. Вернадский, А.П. Гавриленко, В.И. Гриневецкий, П.П. Петров, И.П. Павлов, П.П. Лазарев, и др.
С начала XX века роль ИМТУ в технической и научной жизни страны постоянно возрастает. В училище формируются фундаментальные научные школы, вызванные интенсивным ростом промышленности и привлечением в училище выдающихся ученых. В области теоретической механики и аэромеханики работает "отец русской авиации" Н.Е. Жуковский со своими учениками - С.А. Чаплыгиным, Б.Н. Юрьевым, В.П. Ветчинкиным. Физическое направление представлено : П.Н. Лебедевым, П.П. Лазаревым, В.С. Щегляевым, С.И. Вавиловым. В области электротехники: К.И. Шенфер, К.А. Круг, Б.И. Угримов. Благодаря трудам А.С. Ершова,
П.Л. Чебышева, Д.И. Менделеева (почетного члена Педагогического совета ИМТУ), Н.Е. Жуковского и др. научная школа ИМТУ стала одной из первых научно-технических школ в Европе.
Д.И. Менделеев
П.Л. Чебышев
После 1917 г. училище претерпело ряд преобразований (см. генеологическое дерево). На основе МГТУ были образованы: ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НАМИ. В 1930 г. на базе факультетов МГТУ были образованы: МАИ,
МЭИ, МИСИ, Академия противохимической защиты.
Но трудные годы преобразований не смогли надломить "ДУХ МГТУ". Уже к 1945 году в МГТУ было организовано пять факультетов. Особенно бурно в то время стали развиваться вопросы точного приборостроения, в связи с чем были образованы ряд профилирующих кафедр по точной механике, технологии приборостроения, автоматизированным информационным системам и ряд других. В дальнейшем на их основе вырос большой приборостроительный факультет. У колыбели новых кафедр стояли воспитанники училища, хранители его традиций, остро чувствующие новое, нацеленные на будущее.
Если на вопрос, заданный выпускнику МГТУ на западе "Что окончил?", ответить МГТУ им. Н.Э. Баумана, то не все смогут вспомнить о чем идеть речь, а если же сказать "Московский ракетный университет" - то сразу станет ясно практически любому. Такое название закрепилось за МГТУ на западе не случайно. В 1948 г. в МГТУ был создан факультет ракетной техники, с которым связана деятельность таких великих ученых как:
С.П. Королев, Ю.А. Победоносцев, В.И. Федосьева, В.Н. Челомей, В.П. Бармин.
Прогресс в области ракетостроения не возможен без мощных электронно-вычислительных систем. "Отец" советской электроники, академик
С.А. Лебедев - выпускник МГТУ.Научная деятельность университета обогощает учебный процесс, являясь его основой. Процесс и система обучения в МГТУ позволяют говорить и о его научно-педагогических школах. Их основы основываются на трех китах:
- Приоритете общенаучной и обще инженерной подготовки
- Сквозной подготовки по материаловедению, технологиям и конструированию машин и приборов.
- Глубокой подготовки по своей специальности.
В доказательство приведу один анекдот:
"Приходит выпускник-бауманец (приборостроительный факультет) устраиваться на работу на номерной завод. Что там делается конечно он не знает, а тот кто принимает его на работу сразу сказать не может. Кадровик спрашивает - "Ну что! молодой человек, сколько Вам надо времени на то, что бы спроектировать трактор?" - выпускник отвечает: - "На две недели больше, чем выпускнику машиностроительного факультета".
Среди выдающихся выпускников МГТУ сотни выдающихся ученых и конструкторов, космонавты, военноначальники и государственные деятели: Н.А. Доллежаль - главный конструктор ядерных реакторов, С.А. Лебедев - "Отец" советских быстродействующих электронно-вычислительных машин, генеральные конструктора самолетов: А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, главный конструктор ракетно-космических систем - С.П. Королев. Больше половины бортинженеров российских орбитальных космических станций - выпускники МГТУ.
Среди воспитанников Университета такие ученые и конструкторы, как: Н.Е. Жуковский, С.И. Вавилов, В.Г. Шухов, Б.Н. Юрьев, Е.А. Чудаков, В.А. Котельников, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, В.Я. Климов, С.А. Лебедев, В.Г. Грабин, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин, А.А. Архангельский, А.А. Микулин, А.И. Целиков, Г.Н. Николаев, Е.А. Федосов, Б.И. Шавырин, С.П. Непобедимый и др.
Наличие в МГТУ научных школ, связь с институтами Российской Академии наук, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями позволяет достичь крупных научно-технических результатов и обеспечить современный уровень учебного процесса. Многое из того, что делается науными коллективами МГТУ в области образования, науки, делается впервые не только в нашей стране, но и в мире.
Вся педагогическая и научная деятельность МГТУ связана с будущим. Это - участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, ориентация на новые экономические взаимоотношения в соответствии с требованиями времени. Сегодняшние выпускники университета - это инженеры, научные работники, руководители производства XXI века.
На рубеже 21 века Университет участвует в выполнении 27 научно-технических программ Минобразования РФ, в 6 из которых МГТУ является головной организацией, 13 научно-технических программ и 21 проекта Миннауки РФ, 39 грантов Минобразования РФ, 24 грантов РФФИ. В числе этих программ и проектов значительное место занимают научно-исследовательские работы в области приборостроения. В том числе: самая большая программа Минобразования РФ "Университеты России", "Конверсия и высокие технологии", "Неразрушающий контроль и диагностика", "Датчики", "Радиоэлектронные системы и приборы прогнозирования и контроля чрезвычайных ситуаций", "Космические системы", "
Оптические технологии, техника и материалы", "
Лазерные технологии", "Вычислительная техника, развитие и интеграция сетей" и др.
По официальному рейтингу ЮНЕСКО МГТУ им. Н.Э. Баумана входит в пятерку ведущих университетов мира, занимая почетное пятое место. (третье место занимает
МГУ им. М.В. Ломоносова).
© vantuz
Источники:
Iu4.Ru.
В начало