Великие изобретения и открытия никогда не принадлежат одному человеку, даже если их автор хорошо известен. Они всегда — конечный результат усилий многих талантливых людей, и немало их остаётся безвестными. История же называет автором изобретения того, кому посчастливилось первым завершить общую работу. Так обстоит дело с механическим суппортом и организацией станочной линии, идеи которых приходили в голову не одному Генри Модсли. Так получилось и с идеей конвейера (слово образовано от английского convey — «перевозить»), очень важной для истории индустриализации и современного массового производства техники. Обычно это достижение технологии и организации труда связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863— 1947). И вполне заслуженно: Форд первым организовал конвейерное производство столь сложной машины, как автомобиль. Но историки знают: главный секрет технологии массового производства — полное сходство всех однотипных образцов выпускаемой продукции, их взаимозаменяемость. Понял это и первым применил в массовом производстве американский предприниматель Эли Уитни (1765-1825).
...В конце XVIII в. армия США готовилась к войне, которая могла вспыхнуть в самое ближайшее время. Возникла острая нужда в стрелковом оружии. Государственный заказ на изготовление большой партии мушкетов сулил огромные барыши. Но никто из заводчиков не брался за его исполнение, потому что днём с огнём нельзя было найти достаточное количество квалифицированных мастеров. Мушкеты в те годы делались штучно: один мастер выполнял с начала до конца все операции — сам изготовлял все детали, а затем собирал из них оружие. И хотя он старался, чтобы ружья получались одинаковыми, они, конечно, оказывались чуть-чуть разными. Ни спусковой механизм, ни ствол одного мушкета не подходили к другому. Каждая деталь подгонялась по месту. Казалось, иначе и быть не может.
И всё же нашёлся человек, рискнувший взяться за дело. Он нанял рабочих, умевших выполнять отдельные простые операции. Например, вытачивать оси для спускового механизма. Или делать ложе. Или ещё какую-нибудь деталь. Но как собрать ружьё из деталей, вышедших из рук разных рабочих? Как добиться, чтобы детали перестали быть штучными (пригодными только для одного ружья) и подходили без подгонки? Эли Уитни — так звали этого человека — решил задачу. Он изготовил шаблоны — образцы, в точном соответствии с которыми рабочий делал порученную ему деталь. Теперь все детали одного назначения, изготовленные разными людьми, стали похожи друг на друга как две капли воды. Теперь за смену выпускали гораздо больше мушкетов, чем если бы каждый рабочий делал целиком всё ружьё. Последний в технологической цепочке рабочий-сборщик ставил детали в мушкет — просто брал их из ящиков.
В 1801 г. Уитни успешно применил новую организацию производства при изготовлении крупной партии мушкетов. Он не придумал новое ружьё, не сконструировал новое техническое устройство. Его «секрет» — новый технологический процесс, открывший дорогу массовому производству сложной техники. Уитни принадлежат и другие изобретения, но именно это прославило его имя.
Идеей Уитни воспользовался Генри Форд, когда решил поставить на поток производство дешёвого «народного автомобиля». Кроме того, он соединил рабочие места движущейся лентой — конвейером. На первых шагах сборочный конвейер нёс на себе только шасси — основу будущего автомобиля. По мере передвижения шасси «обрастало» всё новыми деталями, которые устанавливали рабочие: кто — коробку скоростей, кто — двигатель, кто — колёса или фары. В конце пути на конвейере стоял уже полностью готовый автомобиль. По такому принципу и сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира.
Конвейер на заводе Форда
После появления конвейера стал возможен массовый выпуск самой сложной техники. И все её экземпляры были идентичны. Затраты труда на производство каждого отдельного экземпляра снизились. Но в конвейерном производстве есть и свои проблемы. Монотонный ритм, бесконечное повторение одних и тех же движений выматывают рабочего. Человек начинает чувствовать себя придатком машины, живым роботом. Чтобы избежать утомительного однообразия, рабочих время от времени переводят с одной операции на другую. На заводах создают специальные комнаты психологической разгрузки. Но окончательно проблема не решена и по сей день.
© Борис Козлов
Источники:
Энциклопедия Аванта+, том 14, «Техника».
В начало