ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: инженеры, изобретатели, компьютерщики, математики, первооткрыватели, предприниматели, исследователи, программисты, дизайнеры, художники, гении, личности, персоны, люди

Персоны | Форд, Генри



Форд, Генри, Henry, Ford

Генри Форд (Henry Ford; 1863 — 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Лозунг «автомобиль для всех» принадлежит именно ему; завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения, а основанная им компания «Ford Motor Company» существует и по сей день.

Генри Форд известен также и тем, что первым стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Однако, вопреки распространённому заблуждению, конвейер использовали и ранее, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную, то есть нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации, продукцию — автомобиль. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. В 1924 году книга «Моя жизнь, мои достижения» была издана в СССР. Эта книга стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм, в основе которого лежит точка зрения, согласно которой общественное благосостояние и высокие корпоративные прибыли могут быть достигнуты за счёт высоких зарплат рабочих, что позволит последним покупать продукцию, которую они производят.

Форд – чрезвычайно интересная личность.

Автомобильный магнат Генри Форд в повседневной жизни был вполне обычный человек, без малейших отклонений от нормы в привычках и поведении. Однако многие его социальные поступки современники воспринимали как чудачества миллионера.

Форд искренне считал, что «рыночная экономика должна иметь человеческое лицо». Генри был убеждён в том, что его рабочие живут отнюдь не ради сборки машин, а ради духовных целей. Посему он не только расширял производство, но и строил больницы, открывал богоугодные заведения, развивал социальную инфраструктуру. Будучи деликатным человеком, Форд никому своих взглядов не навязывал, при этом сам их твёрдо придерживался. Отсюда нередкие конфликты и расколы с компаньонами, которые, ожидая сиюминутных барышей, упорно отказывались тратить деньги на «призрачные эксперименты Форда».

В начале 1914 года Форд произвёл свое первое чудачество, или, как он говорил сам, «величайшую революцию в сфере вознаграждения рабочих». Рабочий день на его предприятиях был сокращён с 9 до 8 часов, а минимальная заработная плата повышена в два раза – до 100-150 долларов в месяц, что в два раза превышало среднюю заработную плату по стране. (В то время автомобили, выпускаемые на предприятии Форда, стоили 360 долларов). Деловые газеты и журналы осудили Форда как «красного миллиардера», назвав его поступок «ошибкой, если не преступлением».

Таким же чудачеством считались его «социальные премии», забота о здоровой жизни рабочих и их семьях. Вместо лекций о вреде пьянства Форд платил деньги за приобретение привычки к здоровому образу жизни: непьющего и некурящего рабочего раз в две недели ожидала награда в виде чека на сумму от 25 до 70 долларов! Форд ежегодно выделял 10 миллионов долларов кредита для тех, кто хотел обзавестись своим домом и автомашиной. Он считал необходимостью пробудить в каждом человеке чувство ответственности не только за самого себя, но и за окружающих.

К большому сожалению, в нашей стране менеджмент в стиле Генри Форда выглядит даже не чудачеством, а ненаучной фантастикой.

Известный ганстер Джон Диллинджер даже написал благодарственное письмо Генри Форду, где сообщил, что качественные автомобили Ford помогают ему успешно скрываться от полиции.

На воротах его заводов была вывешена надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей».


Использованы материалы:
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/, Блога Сергея Цветкова.

© vantuz


В начало


Персоны | Форд, Генри



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика