Кипу (кечуа
khipu -> исп.
quipu — «узел», «завязывать узлы», «счёт»; аймара
chino — чино) — древняя мнемоническая и счётная система (в связке со счётным устройством юпаной) инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность: представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка. В кипу может быть от нескольких свисающих нитей до 2000.
Она использовалась для передачи сообщений посыльными
часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов, и др.). Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) — писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчёты с помощью узлов.
Предполагают, что количество и форма узлов обозначали числа. Инки пользовались
десятичной системой исчисления, у них существовал даже символ нуля (пропуск узелка). В нижней части нити располагались единицы, выше – десятки, далее - сотни, затем тысячи, десятки тысяч, очень редко - сотни тысяч. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число. Цвет шнура обозначал тот или иной предмет:
- бурый цвет символизировал картофель,
- желтый - золото,
- красный - воинов и т.д.
Скажем, желтый шнур означал кукурузу. Если к нему был привязан синий шнурок (определенная провинция), тем или иным числом узелков, то это говорило о том или ином урожае в этой провинции. Черная нить называла годы и исторические события.
Кипу позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, оружии, дани с побежденных племен, числе воинов, запасах продуктов, учете народонаселения. Вероятно, это был и один из первых образцов календаря. Сегодня точно расшифровать кипу не могут даже современные индейцы. Узелковое письмо, вероятно, знали и славянские народы. Вспомни поговорку: «
Завязать узелок на память».
Первое упоминание о кипу находится в Письме Эрнандо Писарро Королевской Аудиенции в Санто-Доминго (ноябрь 1533 год), где конкистадор пишет, что «они считали с помощью узлов на нескольких верёвках» и что «есть у индейцев хранилища дров и маиса, и всего остального, и подсчитывают они с помощью узлов на своих верёвках то, что каждый касик принёс», и он же первым заметил, что кипу использовалось для учёта расходов и доходов; с кипу он столкнулся во время своего похода за сокровищами храма Пачакамак, составивших часть выкупа Атауальпы.
В 1923 году американский историк Лесли Леланд Локк в своей книге «The ancient quipu» сумел доказать, что узелковые сплетения инков — действительно письменность. В 2006 году американский исследователь Гэри Эртон (en:Gary Urton) обнаружил также, что в узелках заложен некий код, более всего похожий на двоичную систему — 128 вариаций или 27.
Кипу впервые в истории человечества использовалось для применения такого способа ведения бухгалтерского учёта как двойная запись. Некоторые из узлов, так же как другие особенности, такие как цвет, полагают, представляют нечисловую информацию, которая до сих пор ещё не была расшифрована. Вообще считается, что на протяжении разработки системы не было попыток представить в ней фонетические звуки, как это имеет место в большинстве письменностей. В настоящее время существует теория, выдвинутая Гэри Эртоном, что кипу представляли собой двоичную систему счисления, способную к регистрации фонологических или логографических данных.
© greenmile
Источники:
Sites.Google.Com.
В начало