ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: мир игр. Игровые автоматы, аркады, приставки, консоли, портативные игровые устройства, симуляторы, эмуляторы, игры

Игровые приставки | Sony Playstation



sony, playstation, сони, плейстейшн, плэйстэйшн

PlayStation (PS1) — игровая приставка пятого поколения, разработанная компанией Sony Computer Entertainment под руководством Кэна Кутараги. Релиз консоли состоялся 3 декабря 1994 года в Японии, в США приставка появилась 9 сентября 1995 года, а в Европе — 29 сентября 1995 года.

sony, playstation, сони, плейстейшн, плэйстэйшн

Консоль является первой игровой системой в линейке PlayStation. В 2000 году вышла обновлённая версия консоли под названием PSone, которая отличалась от оригинальной PlayStation значительно меньшим размером. Приставка оказалась очень популярной, обеспечив Sony прорыв в игровой индустрии, где до того момента безраздельно властвовали Nintendo и Sega.

sony, playstation, сони, плейстейшн, плэйстэйшн


Предисловие


История развития игровых приставок как таковых началась еще в 70-х годах с Magnavox Odyssey, позже — Atari Pong. В 80-х годах за приставки активно и успешно взялась японская компания Nintendo выпустив в 1983 году свою первую 8-битную игровую приставку Family Computer (Famicom), которая вышла в 1985 году в США под названием Nintendo Entertainment System (NES), позже — в Европе. К концу 80-х годов Nintendo плотно занимала лидирующие позиции. Тем временем Sony пыталась попасть на рынок персональных компьютеров с платформой MSX, разработанной Microsoft и ASCII Corporation и в царство Nintendo не лезла. Ситуация начала меняться в 1988 году.


Как всё начиналось


Разработанный Sony в сотрудничестве с голландской компанией Philips стандарт CD-ROM активно набирал популярность. Была разработана новая технология CD-ROM XA, являющейся расширением формата CD-ROM, которая позволяла объединить на одном диске сжатые аудио, видео и компьютерные данные. Nintendo уже сотрудничала с Sony в сфере приставок: последняя поставляла для SNES звуковой процессор Sony SPC700. Во многом этому поспособствовал Кэн Кутараги — бывший председатель, главный исполнительный директор и основатель Sony Computer Entertainment. Благодаря его стараниям совет директоров Sony одобрил разработку PlayStation и она появилась на свет.

Nintendo заинтересовалась CD-ROM XA и решила совместно с Sony для разработки носителя для игр под названием «SNES-CD». Все соответствующие документы были подписаны и компании начали разработку. Sony строила радужные планы по выпуску своей приставки, которая должна была поддерживать и картриджи Super Nintendo, и компакт-диски формата SNES-CD. Таким образом компания планировала выйти на рынок приставок и отбить кое-какую долю у Nintendo. Далее ситуация развивалась по детективному сценарию. На выставке Consumer Electronics Show (CES) 1989 года компании должны были объявить о своем сотрудничестве и представить публике новый стандарт SNES-CD. Однако третий по счету президент Nintendo, Хироси Ямаути, оказался не дураком и решил изучить детально подробности сотрудничества.

Он понял, что Sony в более выигрышном положении, в том числе она получала контроль над лицензированием продуктов на SNES-CD. Ямаути решил, что это ни в какие ворота не лезет и отменил все планы по выпуску совместного продукта. В день открытия CES, вместо анонса сотрудничества с Sony, директор Nintendo of America, Говард Линкольн, сообщил о том, что его компания прекращает сотрудничество с Sony, сворачивает все совместные проекты и начинает работать с Philips. Накануне вечером Sony представила общественности собственный проект «Play Station» и такой сюрприз на следующее утро несколько ошеломил компанию.


Разработка


После тех событий руководство Sony хотела сворачивать все разработки в данном направлении, но благодаря Кэну Кутараги этого не случилось и Sony продолжила создание собственной консоли. К 1991 году у Sony уже был готов к запуску первый вариант приставки, но из-за прав и лицензирования Nintendo подала в суд и добилась запрета. Утрясти все юридические вопросы удалось только к концу 1992 года: Sony имела право внедрять поддержку игр SNES, Nintendo получала часть прибыли, а SNES использовала звуковой чип Sony. Тем не менее, Sony поняла, что SNES устаревает и пора делать что-то кардинально новое. В начале 1993 года Sony приступила к разработке абсолютно новой консоли.

К началу мировых продаж уже было доступно приличное количество игр, в том числе от самой Sony и Namco. Были доступны Battle Arena Toshinden, Doom, Twisted Metal, Wipeout, Ridge Racer и так далее. В качестве носителей использовались CD, а для сохранения использовались карты памяти, теперь не нужно было записывать на бумажку код на определенных чекпоинтах чтобы потом начать с нужного места. Цена составляла $299 долларов. Консоль довольно быстро набирала популярность. Всего за 11 лет производства было продано более 100 млн консолей, в период с 1998 по 2006 годы была самой продаваемой в мире. Среди дополнительных функций было воспроизведение аудиодисков и VideoCD (в некоторых вариантах). Было выпущено немало вариантов консоли: в зависимости от региона, с разной компоновкой внутренностей и прочими мелкими отличиями. В 2000 году вышло более кардинальное обновление: PSone, которая была существенно компактнее и легче (Sony практикует подобные решения и по сей день).

Несмотря на скептическое отношение Nintendo к оптическим накопителям, вместе с PlayStation начался процесс отказа производителей с картриджей на CD (позже DVD). Картриджи были ограничены в объеме, с разработкой новых игр и развитием графики отказ от них был целесообразным решением. Развивалось и пиратство: появлялись "чипованные" консоли, которые читали диски разных регионов и просто скопированные на болванку.


Факты


Playstation была первой распространенной консолью, которая поддерживала нормальное воспроизведение полноцветного видео. Для этого в консоли имелся специальный чип, который поддерживал аппаратное декодирование формата, близкого к JPEG. Но тем не менее разработчикам приходилось вручную отрисовывать каждый кадр и синхронизировать звуковую дорожку.

Из-за аппаратных ограничений было невозможно за один раз скопировать в видеопамять битмап размером больше 256x256 пикселей — так что все панорамы на заднем плане рисовались в 2-4 прохода.

Для игры с пиратских дисков нужно было производить операцию «чипования» консоли, для этого на материнскую плату консоли припаивался специальный контроллер, дававший Playstation стойкую продолжительную иллюзию того, что дешевая болванка в ее недрах является лицензионным диском. Найти нечипованную консоль в СНГ скорее всего было невозможно. На западе эта же проблема решалась более легально — для этого использовался трюк с подменой диска: во время загрузки BIOS вставлялся лицензионный диск, а сразу же после него болванка с игрой, которую требовалось запустить.

Memory card — обычная «флэшка» с емкостью 128 кбайт.

Для Playstation таки существовала мышь. Но кто знал об этом?

На консоли можно было проигрывать Video CD. Но кто знал, где их можно достать?

Выпуск Playstation 1 на бескрайних просторах дальней Азии был приостановлен только лишь потому, что Sony нужны были большие производственные мощности, чтобы увеличить выпуск Playstation следующего поколения. Днем траура можно считать 23 марта 2006 года.

Большинство игр для Playstation имеют разрешение 320x240.

Практически все китайские клоны Playstation, имеющиеся на рынке сегодня, запускают игры в режиме эмуляции, железо же отличается от оригинального, что ведет к неработоспособности некоторых игр. Зато вы сможете посмотреть купленный в соседней палатке DVD.

Последняя игра для Playstation, не являющаяся ни переизданием, ни кустарной поделкой, вышла в 2005 году. Всего игр было выпущено около 8000.

Также как сейчас проводятся мероприятия вроде Perl Workshop, тогда проводились слеты разработчиков для обмена опытом и демонстрации прототипов игр, находящихся в разработке. Материал каждого такого слета выпускался на диске, содержимое которого было очень похоже на то, что было на черных демо-дисках, поставлявшихся вместе с Playstation. Если соберете их все, то, сможете смотреть на местных филателистов свысока.

Самым распространенным приемом «урезания» игр с целью создания пиратских сборников была замена всех видеофайлов на короткие «заглушки» — секундные клипы с черным экраном.

В игровых клубах имели место драки из-за того, что места на картах памяти всем не хватало. Вообще же относительная дешевизна Playstation привела к тому, что первые игровые клубы массово открывались именно на ее базе. Так было в периферии, в столицах же клубы с Sega или просто компьютерами были и раньше.

Далее была Playstation 2, но это уже другая история.

© greenmile

Источники:
gagadget.com


В начало


Игровые приставки | Sony Playstation



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика