Персоны | Ватт, Джеймс
Джеймс Ватт (иногда пишут «Уатт», англ.
James Watt; 19 (30) января 1736 — 19 августа 1819) — шотландский инженер, изобретатель-механик. Член Эдинбургского и Лондонского королевских обществ. Ввел первую единицу мощности: лошадиную силу. Его именем названа единица
мощности - ватт.
Джеймс Ватт родился 19 января 1736 года в городе Гринок, Шотландия. После школы отец отправил его в Лондон, для обучения слесарному делу. За один год парень освоил программу, рассчитанную на семь лет, и, вернувшись на родину, стал работать механиком в университете Глазго. Познакомившись с физиками Джо Блэком и Джоаном Робинсоном, Ватт принимал участие в проводимых ими экспериментах по определению теплоты парообразования. В то время являлось очень популярным создавать паровые машины, среди которых существовали «огневая машина» француза Дени Папена, паровой водоподъемник Томаса Севери, паро-атмосферная машина Томаса Ньюкомена.
Джеймс приступает к совершенствованию паровой машины Ньюкомена. Изобретатель впервые сумел добиться того, чтобы пар не охлаждался внутри цилиндра, в противном случае образовывался конденсат и эффективность машины падала. В машине Ватта применялось избыточное давление пара, что улучшало экономичность и снижало габариты установки.
Вскоре, работы инженера заинтересовали фабриканта Мэтью Болтона, владевшего металлообрабатывающим заводом в местечке Сохо, близ Бирмингема, и он заключает с Ваттом соглашение о партнёрстве. В 1782 году Ватт создает первую паровую машину двойного действия. Болтону принадлежала идея измерять мощность двигателя в лошадиных силах, а по имени Ватта названа единица мощности: Ватт.
Конструктор стремился не просто усовершенствовать машину Ньюкомена, а хотел создать модель с универсальным двигателем. Все его попытки привели к новому методу в работе паровой машины, который запатентовал под названием планетное движение. Именно на этом методе стала работать первая паровая машина Джеймса Ватта. После успеха новой машины начались множественные попытки ее подделать. В борьбе за репутацию собственного дела Ватт и Болтон вынуждены тратить немалые денежные средства на судебные тяжбы. В результате смогли отстоять свои права.
Патент на двигатель Джеймса Ватта был зарегистрирован в 1769 году. В документе было определено, что автор патента изобрел не новую машину, а паровой двигатель. Ватт до конца не понимал, насколько значимым в будущем станет его усовершенствование. Значимость изобретения заключалась в том, что в двигателе поршень перемещался под действием пара. Благодаря этому можно многократно увеличивать мощность, создавая большее давление. Отпала необходимость наращивать габариты. Благодаря изобретению стало возможным создание паровоза, а чуть позже и парохода.
Паровая машина Ватта сыграла большую роль в переходе к машинному производству. Кроме того, конструктору принадлежат и другие изобретения и открытия: ртутный манометр, водомерное стекло в котлах, копировальные чернила, индикатор давления.
Джеймс Ватт скончался 19 августа 1819 года в Бирмингеме. Похоронен великий изобретатель в приходской церкви в городе Хэндсворт.
© greenmile
Источники:
ruspekh.ru,
en.wikipedia.org
В начало
Персоны | Ватт, Джеймс