Персоны | Якоби, Борис Семёнович
Борис Семёнович Яко'би (Мориц Герман фон Якоби; 1801—1874) родился в прусском городе Потсдам. В 1823 г. окончил Гёттингенский университет, получив специальность архитектора; до 1833 г. работал в строительном департаменте Пруссии. Однако будущего учёного влекла не карьера чиновника, а наука, особенно те области физики и механики, которые имели отношение к практическому применению электричества.
В 1834 г. Якоби переехал в Кёнигсберг (с 1946 г. город Калининград). Здесь он разработал оригинальную, практически пригодную конструкцию
электродвигателя.
Работа Якоби привлекла внимание знаменитых учёных — Карла Максимовича Бэра (1792—1876) и Василия Яковлевича Струве (1793—1864). В 1835 г. по их инициативе Якоби был приглашён на должность профессора кафедры гражданской архитектуры в один из крупнейших научных центров России — Дерптский (ныне Тартуский, на территории Эстонии) университет. Там он читал курс физико-математической теории машин и занимался исследованиями в области «чистой и прикладной электрологии».
В 1837 г. Якоби переехал в Петербург, где в последующие 20 лет выполнил ряд важнейших работ по электротехнике. В июне того же года была создана «Комиссия для производства опытов относительно приспособления
электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби», в которую входили известные учёные. Работая в комиссии, Якоби изобрёл несколько конструкций электродвигателя. Один из них был установлен на катере-«электроходе», совершившем в сентябре 1838 г. первое плавание по Неве. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала: «...важный шаг сделан, и России принадлежит слава первого применения энергии (
электричества. — Прим. ред.) на практике».
Однако широкое применение электродвигателя в то время было невозможно, так как единственным источником тока оставалась гальваническая
батарея. В 1837 г., работая над усовершенствованием гальванического элемента, Якоби обнаружил интересное явление. Форма снятого с катода кусочка осаждённой меди полностью повторяла поверхность катода. В октябре 1838 г. учёный сообщил Петербургской академии наук о разработанном им гальванопластическом процессе, а в 1840 г. опубликовал его полное описание. Якоби указывал: «...в данном случае гальванизм (электричество. — Прим. ред.) в первый раз выйдет из рук физиков и из их кабинетов, с тем чтобы проникнуть в мастерские ремесленников и художников». Изобретение учёного получило высокую оценку в России. В 1840 г. ему была присуждена Демидовская премия за работу «Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия с помощию гальванизма». Эту премию Якоби «пожелал употребить на дальнейшие исследования и опыты по части электромагнетизма и гальванизма и усовершенствование теории сих загадочных сил природы». Он отказался от патента и передал своё изобретение для всеобщего использования. Гальванопластика быстро получила мировое признание и широкое практическое применение в типографском деле и при чеканке монет, а также в производстве художественных изделий.
В 1840 г. Якоби первым указал на возможность применения электрического разложения химических соединений металлов ещё в двух областях — гальваностегии и гидроэлектрометаллургии.
Одновременно с опытами по гальванопластике учёный исследовал проблему передачи
тока по проводам на различные расстояния. Практическим приложением этой работы стало создание электромагнитного
телеграфа и опыты по взрыванию мин с помощью электричества. Якоби одним из первых построил кабельные телеграфные линии. Линия Петербург — Царское Село имела протяжённость около 25 км (1841—1843 гг.).
С 1839 г. Б. С. Якоби состоял в «Комитете о подводных опытах», где под его руководством в течение 15 лет проводилась разработка минного оружия для русской армии и флота. Возможность взрывания мин с помощью электричества на большом расстоянии была доказана трудами русского изобретателя
Павла Львовича Шиллинга (1786—1837). Продолжая его работы, Якоби попытался применить явление электромагнитной
индукции, открытое
Майклом Фарадеем, для создания нового источника тока. Предложенная «электромагнитная батарея» состояла из магнитоэлектрической машины (генератора) и «индукционного катка» и представляла собой первую искровую генераторную систему зажигания высокого напряжения с индукционной катушкой.
Деятельность Б. С. Якоби высоко ценили его современники. Вот как отозвалась Академия наук на его смерть: «
...можем мы пытаться умерить скорбь этой потери воспоминанием о пользе, принесённой покойным науке, искусству, промышленности, и об уважении, которым его имя пользуется как в нашем отечестве, так и во всех образованных странах земли... безраздельна была... его любовь к науке. Он жил ею и для неё. Того, что он сделал в жизни, достаточно для его бессмертия в науке».
© Екатерина Будрейко
Источники:
Энциклопедия Аванта+, том 14, «Техника».
В начало
Персоны | Якоби, Борис Семёнович