ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: инженеры, изобретатели, компьютерщики, математики, первооткрыватели, предприниматели, исследователи, программисты, дизайнеры, художники, гении, личности, персоны, люди

Персоны | Давыдов, Алексей Павлович



Алексей Павлович Давыдов (12 февраля 1826 — 18 ноября 1904) — русский изобретатель в области минного и артиллерийского морского вооружения и электроавтоматики.

Тверская земля, отдаленная от морей и океанов, дала Отчизне немало выдающихся деятелей, внесших заметный вклад в становление и развитие Военно--морского флота России. В ряду славных имен – наш земляк Алексей Павлович Давыдов.

Родился будущий со¬здатель первоклассного морского вооружения 12 февраля 1826 года в поместье Муравьёво Ржевского уезда Тверской губернии в семье капитан¬-лейтенанта в отставке. Обучался в Московском университете, который окончил в 1847 году. Свою судьбу молодой изобретатель решил связать с морем, поэтому сразу после завершения учебы в университете поступил на службу в Балтийский флот.

Уже первым изобретением Давыдов громко заявил о себе. В 1854 году он завершил разработку и изготовил опытный образец ударно¬-механической мины, которая через три года успешно прошла испытания.

Отдав военной службе десять лет, А.П. Давыдов подает прошение об отставке, уволившись в звании поручика артиллерии. На гражданке Алексей Павлович полностью посвящает свои дни изобретательству. Он снимает в Санкт-¬Петербурге помещение под мастерскую и продолжает работу по усовершенствованию минного вооружения. Результатом стало создание мины электромеханического действия. Проведенные испытания показали, что мина, изобретенная Давыдовым, значительно превосходит по своим характеристикам отечественные мины других систем. Эти преимущества подтвердила и специально созданная комиссия.

Несмотря на блестящие результаты на изобретательском поприще, создатель новых образцов флотского вооружения был вынужден влачить нищенское существование. Виной тому стали проволочки со стороны Морского министерства, которое затягивало выплату автору положенного вознаграждения. Не дождавшись его, Алексей Павлович был вынужден отказаться от дорогостоящей аренды мастерской в столичном Санкт--Петербурге. Изобретатель переезжает в Кронштадт. Здесь он находит помещение под мастерскую по более скромной цене. Забота о хлебе насущном и утомительный переезд не прервали творческую мысль изобретателя. Он генерирует новые разработки.

В Кронштадте Давыдов приступил к созданию особого прибора по управлению артиллерийским огнем. Он должен был учитывать особенности сражений в морских условиях: влияние качки, курсовых углов и скорости движения кораблей – как производящего выстрел, так и объекта поражения цели.

Востребованность такого прибора была вызвана практикой сражения на море, точнее – ситуацией, произошедшей в 1867 году во время австро-¬прусской войны. Итальянская эскадра броненосцев встретила в Адриатическом море, у острова Лисеи, английскую эскадру. В ходе боя не пострадал ни один корабль противоборствующих сил. Море сильно волновалось, и в результате качки снаряды то летели слишком высоко, то ложились перед носом стрелявшего корабля.

Уже через год А.П. Давыдов первым в мире разработал электроавтоматическую централизованную систему стрельбы корабельной артиллерии. А вот все попытки французских и английских конструкторов создать подобные приборы не увенчались успехом. В 1870 году А.П. Давыдов представил свое изобретение на рассмотрение комиссии Морского ведомства. И вновь автор испытал на себе неповоротливость отечественной бюрократической машины. Целых шесть лет востребованный и завершенный проект пролежал без движения, а изобретатель тем временем влачил полуголодное существование.

Узнав об этом изобретении и его преимуществах, правительство тогдашней «владычицы морей» Англии посулило А.П. Давыдову за него через своих агентов полтора миллиона рублей, но Алексей Павлович с возмущением отказался от выгодного предложения. Лишь в 1876 году Морской технический комитет, узнав о попытках ведения артиллерийского огня с помощью электроавтоматической системы, предпринимаемых в иностранных флотах, одобрил систему приборов, которые изобрел и успешно испытал А.П. Давыдов. Наконец¬-то долгожданная разработка талантливого изобретателя была принята на вооружение в Российском флоте.

Во время русско¬-турецкой войны 1877–1878 годов аппарат Давыдова для автоматической сосредоточенной стрельбы был испытан в боевых условиях. Он был установлен на пароходе «Веста». Для управления аппаратом был назначен член артиллерийского отделения Морского технического комитета подполковник Чернов. Что затем произошло с пароходом «Веста» во время боевого похода, видно из рапорта его командира капитан-лейтенанта Баранова главному командиру Черноморского флота:

«11-¬го сего июля (1877 года. – Е.Ш.), находясь в 35 милях от Кюстенджи, имея курс вест¬-зюйд¬-вест, в 7 с половиною часов утра был усмотрен черный дым. Дав машине полный ход, я поворотил и лег на курс, дабы иметь одновременно возможность бить турецкий броненосец из трех 6¬-дюймовых мортир и одного 9¬-фунтового нарезного орудия, могущих действовать почти на корму. Принимая это положение, я сильно рассчитывал на возможность командовать ходом над противником, предполагая, что он не может иметь скорость более 10 или 11 узлов, и потому я рассчитывал, пользуясь аппаратами автоматической стрельбы Давыдова, или уничтожить его навесным огнем, или заставить сдаться… Подполковник морской артиллерии Чернов, с неподражаемым мужеством делавший наблюдение за стрельбой и распоряжавшийся огнем кормовых орудий, пришел ко мне на мостик, где я стоял у штурвала, и шепотом доложил мне, что его роль как управляющего индикаторами аппарата Давыдова кончается, что неприятель так близко приближается к нам, что аппараты эти хотя и действуют прекрасно, но более помочь нам не могут, так как даже в промежуток полета нашего снаряда расстояние делается менее и менее. Видя, что неприятель приближается, снаряды его осыпают шрапнелевой картечью снасти, рангоут, машинный люк и мостик, я согласился на просьбу подполковника Чернова и поручил ему вместе с лейтенантом Рожественским попробовать сделать еще сосредоточенный залп. Два залпа сошлись. Снаряды турецкого броненосца, как кажется по осколкам, 11-¬ и 7¬-дюймового калибра, ударили нас в корму; был разрушен капитанский вельбот, затем пробита верхняя палуба, и одна бомба лопнула частью в жилой, а частью на верхней палубе. Внизу бомба произвела пожар над самой крюйт-¬камерой, а на верхней палубе разрыв ее был ужасен; он залил палубу кровью, уничтожил одну из мортир и, перебивши все проводники Давыдова аппарата, положил на месте двух артиллерийских офицеров, управлявших действием орудий… Лейтенант же Рожественский (в будущем адмирал, командующий русской эскадрой в трагичной Цусимской битве. – Е.Ш.), занявши место подполковника Чернова, распоряжался действием другой мортиры, стоя на возвышении банкета индикатора Давыдова, и благодаря ему брошенная бомба ударила неприятеля в крышку башни и лопнула внутри амбразуры большого орудия. На палубе турок произошло сильное замешательство. Затем из палубы повалил густой пар или дым, а после еще двух-¬трех наших выстрелов неприятель стал быстро уходить… Как честный человек, могу сказать одно, что, кроме меня, исполнявшего свой долг, остальные заслуживают удивления геройству их и тому достоинству, с которым они показывали пример мужества и необычной храбрости».

Алексей Павлович, пребывая вдали от отчего дома, не порывал связи со своей малой родиной. В последний раз он побывал здесь, когда был вынужден продать свое имение вместе с отличной библиотекой. Нужно было расплатиться с накопившимися долгами – кредиторы уже не давали отсрочки.

Финансы поправились лишь в 1877 году. Получив, наконец, вознаграждение за свои изобретения и расплатившись с долгами, Давыдов с энтузиазмом продолжил усовершенствование систем наводки и стрельбы орудий корабельной артиллерии. В 1877–1881 годах он создает силовую следящую систему для автоматической наводки орудия, разрабатывает другие приборы.

Оценивая изобретательскую деятельность А.П. Давыдова, специалисты с полным основанием утверждали: его разработки стали крупнейшим вкладом в оснащение российского Военно-¬морского флота. Недаром результаты трудов изобретателя вошли в мировые справочники и энциклопедии по военно-¬морскому делу.

Алексей Павлович Давыдов умер 18 ноября 1904 года в Кронштадте, где и похоронен. Предстоящей осенью исполнится 115 лет со дня кончины талантливого изобретателя.

история, успех, person, персона, davydov, алексей, павлович, давыдов


© greenmile

Источники:
vedtver.ru (текст Павла Арефьева),
ru.wikipedia.org

В начало


Персоны | Давыдов, Алексей Павлович



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика