ЭВМHISTORY: Компании / Бренды
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: история брендов, компаний, торговых марок и корпораций

Компании / Бренды / Интернет | PayPal



paypal, pay, pal, пэй, пей, пэл, пел

Это сейчас каждый второклассник отлично знает, что в Сети куются колоссальные состояния и крутятся сотни миллиарды долларов. Это сегодня Интернет — глобальная пропагандистская машина, которая шутя заткнула за пояс телевидение, газеты и радио. Легко верить во Всемирную паутину, когда и так понятно: именно сюда окончательно перекочевало человечество в XXI веке.

А вы попробуйте представить себя на месте первооткрывателей, которые пришли в Сеть ещё на заре её юности. Тогда, когда ещё даже не предполагали, что однажды Интернет взорвёт благополучие этого мира и перекроит все правила игры. Пионеры Паутины ничего не знали наверняка, жутко рисковали и часто становились объектом насмешек. И всё-таки именно на их оптимизме и вере построен нынешний Интернет. Вот и компания PayPal, гремящая ныне на весь мир, в своё время была лишь мечтой, которой посчастливилось оформиться в лидера и миллиардера.

По какой-то неведомой прихоти истории PayPal в Рунете известен лишь небольшому числу людей. Об этом мы поговорим ниже. Но этот факт не делает менее значимой роль PayPal для глобального Интернета. Поэтому этот текст здесь.


Как начинался PayPal?


Не нужно думать, что история компания PayPal — это история лёгкого успеха, усеянная розами. Скорее, это можно назвать примером удачного симбиоза, когда две компании, которые в одиночку так и оставались бы на выселках известности, вместе сумели создать востребованный тандем.

Итак, всё началось с того, что было две компании, но до какого-то момента они пробивали себе дорогу к славе поодиночке. Так, первая участница удачного симбиоза именовалась просто и незатейливо — Xcom. Основал компанию в конце двадцатого века Илон Маск, который сразу же направил её на финансовые рельсы. По сути, он хотел создать некую посредническую площадку, которая бы за небольшой процент отправляла платежи через Сеть. У этого человека был большой опыт, масса идей, но серьёзные проблемы с обеспечением безопасности шифрования.

Вот тут-то ему и пригодилась помощь бывшего киевлянина Макса Левчина («скилл» — программирование и криптография) и Питера Тиля («скилл» — финансы), которые в 1998 году организовали компанию Confinity. Пусть вас не смущает незнакомое название компании, благо, сайт, на котором работало главное приложение, известен почти каждому. Да-да, это был paypal.com. Конечно, принципы работы того сервиса прилично отличались от работы современных платёжных систем, но всё-таки именно в то время уже началась обкатка главных алгоритмов.

Я не буду вдаваться в подробности слияния, скажу лишь, что в силу некоторых технических моментов существование этих компаний порознь было возможно, но непродуктивно. И, наоборот, при слиянии каждая из сторон дополняла друг друга. Получался мощный онлайн-инструмент, который уже мог смело бодаться за лидерство на просторах Сети.

Сегодня говорят, мол, хорошо было PayPal, ведь у них не было конкурентов, а потому нужно было всего-то ловить волну и подставлять кошельки. Глупости! Как раз на стыке XX и XXI века в Сети было полно более-менее похожих сервисов, которые могли перехватить пальму первенства. В пользу PayPal сыграли два очень сильных аргумента:

  • а). они не жадничали и брали небольшой процент с транзакций;
  • б). они сразу поставили защиту своего сервиса на такой высокий уровень, что конкуренты лишь краснели от злости и сыпали проклятьями.


PayPal: рост на дрожжах


Как гласит летопись Сети, слияние компаний произошло в 2000 году, причём общим названием решено было оставить имя главного сервиса — PayPal. Кстати, в переводе это что-то вроде «друзья по оплате» или «заплати, друг». И сразу же большой успех: PayPal стали предлагать в качестве альтернативного средства оплаты на уже популярном аукционе Ebay.

Помимо этого, платёжную систему заметили другие компании. Популярность сервиса росла, и в 2002 году PayPal выставила свои акции на торги. И снова удача: акции привлекли порядка 1 млрд долларов инвестиций, что для компании с двухлетней историей является делом фантастическим. Началась серьёзная работа по глобальному покорению Сети.

Не знаю, как сложилась бы история PayPal дальше, если бы в том же 2002 году упомянутый уже Ebay не выкупил систему за 1.5 млрд долларов. Даже и не знаю, можно ли доверять этой сумме, поскольку кое-где я встречал цифры и в 2 млрд долларов и даже в 2.5 млрд долларов. В принципе, для нас это не столь важно, любая из сумм выглядит чертовски впечатляющей. Далее же произошло следующее: аукцион Ebay взял под своё крыло PayPal, сделав её основной платёжной системой на своей площадке.

И снова я вынужден хвалить дальновидность аукционистов, ведь они мало того что завели себе карманную платёжную систему, так ещё и сделали всё для того, чтобы у неё было собственное имя. На протяжении следующих лет PayPal исправно обслуживала миллионы платежей с Ebay, но при этом не забывала и о росте. Так, уже через пару лет после выкупа, эта платёжная система стала наиболее авторитетной в зоне доллара. Все её конкуренты к тому времени или благополучно закрылись, или же отставали от лидера на целый корпус.

Когда в руководстве PayPal поняли, что одним долларом сыт не будешь, началось внедрение массы новых платёжных валют: иена, юань, евро, канадский доллар, чешская крона и т. д. Параллельно вводилась мультиплаформенность: сервис переводился на всё новые и новые языки. Скоро триумф PayPal стал очевиден для всех. Кроме…


PayPal в России


Увы, но в нашей с вами отчизне PayPal так и не стал по-настоящему народной платёжной системой. Главных причин этого две.

  • Во-первых, возможность вывести свои деньги на счёт российского банка появилась только в конце 2013 года. До этого приходилось идти на слишком уж мутные махинации вроде вывода через местных «барыг» или не совсем прозрачные платежи через банки-прокладки.
  • Во-вторых, PayPal пришёл слишком поздно: когда появилась легальная возможность выводить свои деньги из системы, рынок уже был плотно застолблён местными «авторитетами» вроде Webmoney и Яндекс.Деньги. Наконец, контингент PayPal оказался слишком специфичен: в России этой платёжной системой пользуются главным образом покупатели Ebay и западных магазинов или же те, кто работает с Западом напрямую.

Как бы то ни было, PayPal остаётся главной платёжной системой Запада и, кто знает, возможно, в скором времени компания значительно усилит присутствие в России. Поживём — увидим.

© Алексей Востров

Для Www.Seoded.Ru.



В начало


Компании / Бренды / Интернет | PayPal



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика