ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: вычислительные машины прошлых лет, открытия, изобретения, тенденции. Прошлое, настоящее и будущее. История и развития

ЭВМ: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? | PDP-10



PDP-10 — мейнфрейм, производимый Digital Equipment Corporation (DEC) со второй половины 1960-х годов. Его имя расшифровывается как «Programmed Data Processor модель 10». Эта машина использовалась во многих университетах, в том числе Массачусетском технологическом институте (MIT) и Стэнфордском университете.

Архитектура PDP-10 была почти идентична ранней архитектуре PDP-6, имела 36-битную длину машинного слова и слегка модифицированный набор инструкций.

Игры


В 1966 году для компьютера PDP-10 Ларри Бетурум (Larry Bethurum from PHILLIPS EXETER ACADEMY) создаёт первый текстовый симулятор игры Бинго. Язык программирования - BASIC, размер исходного кода - 203 строки. Дата релиза: 23 января 1966 года.

В 1967 году был выпущен первый текстовый симулятор баскетбола, созданный Чарльзом Р. Бачелером. Язык программирования - BASIC, размер исходного кода - 115 строк.

В том же году Якоб Бергман создаёт симулятор бейсбола для PDP-10 ("1967 World Series"). Язык программирования - BASIC, размер исходного кода - 886 строк.

Спустя несколько лет Уолтер Брайт создаёт игру Empire (не стоит путать с игрой Empire 1973 года для систем PLATO) для компьютера PDP-10 — одну из первых стратегических игр. Формально под определение компьютерной стратегической игры попадает компьютерная реализация игры в шахматы или в карточные игры, которых к 1977 году было создано уже великое множество. Поэтому, Empire официально не может считаться первой стратегической игрой. Тем не менее, заслуга Empire в том, что она является не компьютерной реализацией существующей настольной или карточной игры, а первой самостоятельной игрой с более сложным алгоритмом для ведущего (в данном случае компьютера). Игра оказала непосредственное влияние на развитие жанра стратегических игр и возможно определила черты будущих компьютерных стратегий.

Марк Бланк, Брюс Дэниэлс, Тим Андерсон и Дэйв Леблинг создают для PDP-10 первую версию игры Zork. Позже они основывают компанию Infocom и портируют игру Zork на персональные компьютеры. Zork — первая коммерческая игра жанра текстового квеста. В то же время игра имела серьёзный коммерческий успех. Несмотря на малое распространение компьютеров в те времена, игра Zork I разошлась тиражом 378 987 копий, что послужило толчком развития серии Zork, развития жанра текстовых квестов, а чуть позже текстово-графических и графических квестов.


ОС


Первая операционная система для PDP-10 называлась просто «Монитор», но была переименована в TOPS-10. Позже сама машина PDP-10 была переименована в DECsystem-10. Ранние версии TOPS-10 основаны на системе WAITS Стэнфордского университета и системе CompuServe с разделением времени.

С течением времени, некоторые заказчики стали применять операционные системы, собранные из компонентов, разработанных за пределами DEC. Например, планировщик задач мог принадлежать одному университету, а дисковая система другому.

BBN разработала альтернативную операционную систему TENEX, которая быстро стала стандартом де-факто в исследовательских сообществах. DEC позднее перенесла Tenex на KL10 со значительными улучшениями и назвала TOPS-20, сформировав серию DECSYSTEM-20. MIT также разработал свою версию под названием Incompatible Timesharing System (в противоположность Compatible Time-Sharing System от IBM).

Модели:

  • KA10
  • KI10 и KL10
  • MASSbus
  • Model B
  • KS10
  • MCA25

pdp, 10, пдп
KL10-DA 1090 CPU-модуль и шесть модулей памяти

pdp, 10, пдп
KS10

© greenmile

В начало


ЭВМ: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? | PDP-10



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика