Триггер (триггерная система) — класс электронных устройств, обладающих способностью длительно находиться в одном из двух устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов. Каждое состояние триггера легко распознаётся по значению выходного напряжения. По характеру действия триггеры относятся к импульсным устройствам — их активные элементы (
транзисторы,
лампы) работают в ключевом режиме, а смена состояний длится очень короткое время.
Отличительной особенностью триггера как функционального устройства является свойство запоминания
двоичной информации. Под памятью триггера подразумевают способность оставаться в одном из двух состояний и после прекращения действия переключающего сигнала. Приняв одно из состояний за «1», а другое за «0», можно считать, что триггер хранит (помнит) один разряд числа, записанного в двоичном коде.
При изготовлении триггеров применяются преимущественно полупроводниковые приборы (обычно биполярные и полевые транзисторы), в прошлом —
электромагнитные реле, электронные лампы. В настоящее время
логические схемы, в том числе с использованием триггеров, создают в интегрированных средах разработки под различные программируемые логические
интегральные схемы (ПЛИС). Используются, в основном, в
вычислительной технике для организации компонентов вычислительных систем: регистров, счётчиков,
процессоров,
ОЗУ.
История
Первый триггер был предложен в 1918 году
Вильямом Экклзом и
Франком Джорданом. Он состоял из двух вакуумных трубок, и дизайн долго использовался, в том числе в Британском компьютере
Колосс (1943 год). Затем это техническое решение плавно перекочевало в полупроводниковую технику, где частенько называется мультивибраторами за специфическое поведение.
Схемы первого триггера
Согласно данным исследователей, в нынешнем виде триггеры D, T, RS и JK обсуждались впервые в 1954 году, в рамках одного из курсов Монтгомери Фистера из Университета Лос-Анджелеса, а затем упоминались в книге упомянутого учёного мужа по разработке компьютеров. Все названия изобретены им за исключением JK. А это взято из работ Элдреда Нельсона, который в собственных текстах давал триггерам имена, попарно заимствуя из латинского алфавита: А и В, C и D. И один из них назывался JK. Фистер без каких-либо изменений перенял это наименование.
Асинхронные триггеры часто называют защёлками, и речь о них заводится в контексте с устройствами памяти. Тогда как прочие – тактируемые. Любой триггер может быть построен на паре любых переключателей, в том числе и транзисторов.
Термин триггер широко используется в разных отраслях, как синоним спускового механизма, переключателя. Геймеры так называют гашетку, а программисты – тестовый скрипт, позволяющий оценить наличие того или иного объекта в виртуальной реальности. Вот почему при столкновении со словосочетанием «дед триггер» меньше всего имеется необходимости вспоминать про бабушку. Недаром ещё Задорнов шутил, что словосочетание дед Мороз совершенно ужасно звучит для англичан.
© greenmile
Источники:
Vashtehnik.Ru,
Ru.Wikipedia.Org.
В начало