ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: графика и звук. Медиа, изображения, музыка, анимация, история и развитие всего что связано с графикой и звуком

Графика и звук | Аудиоплеер (кассетный)



audio, player, аудио, плеер, кассетный

У каждой эпохи — свой музыкальный носитель. Шестидесятые и семидесятые прошли под знаком лент в бобинах и грампластинок; восьмидесятые ознаменовались приходом кассет. Время шло — менялись носители, аудиопроигрыватели становились все портативней, технологичней. Ушла романтика, осталась практичность и бытовуха — музыка перешла в цифровой формат. Мы перестали ходить к друзьям с целью записать музыку с актуальной кассеты. Кто-то из знакомых постарше до сих пор вспоминает, как школьником тащил к другу тяжеленный бобинник, чтобы переписать альбом Queen. Пластинки лежат ненужным хламом на даче, ожидая энтузиаста, который переведет винил в цифру. А помнит ли младшее поколение про перемотку кассет карандашами? А про CD-плееры, которые при быстрой ходьбе подвисали, и чтобы музыка не прерывалась, мы старались ходить аккуратно? Эх, времена былые...

Пытаться составить приблизительный план развития музыкальной индустрии на ближайшие годы — категорически непростое дело. Вот кто, к примеру, на рассвете эры портативных плееров себе мог вообразить теперешнее великолепие технически совершенных устройств? Разве думали создатели первых безэкранных кассетников, что через пару десятков лет с маленького «эмпэтришника» можно будет не только слушать музыку, но выходить в интернет, проверять почту, смотреть фотографии или видео? Так что никто не может предугадать, что будет через пять-десять лет — индустрия может выкинуть совершенно неожиданный финт. Зато мы точно знаем, как все начиналось.


audio, player, аудио, плеер, кассетный

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СОНИ


Это сейчас у нас есть «айподы», «айриверы» и еще стотыщмильенов брендов, под которыми выпускаются плееры. Но тридцать лет назад такого понятия, как портативный плеер, не существовало вообще. Были увесистые бобинные и кассетные магнитофоны, проигрыватели пластинок. Не было и речи о коротании времени в дороге за прослушиванием любимых записей. Но идея витала где-то в ноосфере, и ждала своего гения — предприимчивым компаниям оставалось лишь воплотить в жизнь то, чего все так давно хотели. Первыми руки до «карманного аудио» дошли у неугомонных японцев.

До сих пор точно неизвестно, как именно создавался первый портативный плеер. Есть две основные и довольно неправдоподобные версии: по первой из них, инженер Нобутоси Кихара создал его для главы компании Sony, чтобы тот мог слушать музыку в долгих поездах через океан. По второй — идею портативного кассетника подал сам Акио Морита (основатель Sony). Наблюдая, как его чада сутками слушают на стереосистемах своих любимых «битлов» и Элвиса, он решил, что необходимо создать устройство для прослушивания музыки, которое всюду можно брать с собой. Более того, он настоял на том, что плеер не должен поддерживать функцию записи, а лишь воспроизводить музыку. А это был смелый шаг, если учитывать, что большинство «настольных» кассетников как раз и скупались из-за простоты копирования музыки.

Sony угадала желания публики. Результат — абсолютный бестселлер. В 1979 году небольшой кассетный плеер Walkman TPS-L2 увидел свет. Хотя он и бы первым в своем роде, стоил недорого — 200 долларов. Со временем Walkman TPS-L2 был признан одним из величайших изобретений компании. Да что уж там — в истории в целом. По рейтингу журнала PC World, из 50 лучших устройств, созданных человечеством, первого место удостоился именно L2, отобравший золотую медаль даже у iPod. На достигнутом решили не останавливаться: 1980 год подарил миру первый прототип компакт-диска. И через четыре года появилась первая портативная модель — Sony Discman D50. Стоил он соответственно — 500 баксов.

Объем первого CD составлял 640 Мб, и взялась эта цифра не с потолка. Морита провел исследование, в результате которого получил весьма интересные данные. Оказалось, что потенциальные покупатели CD-ROM — люди, в большинстве своем, слушающие классическую музыку. Взяв за основу самую популярную в Японии «Девятую симфонию» Бетховена, продолжительность которой составляет почти 74 минуты, инженеры перевели 74 минуты 16-битного звука в байты, и получили 640 Мб. Хотя многие по сей день придерживаются мнения, что такой размер болванки является лишь техническим ограничением, это не так — со временем появились 700- и даже 800 -мегабайтные диски, хотя параметры лазера не менялись. Так или иначе, но Sony всегда ориентировалась на потребности покупателя, а народная тропа, как известно, зарастает долго. Это главный секрет успеха компании в период с 70-х по 90-е годы, за которые вендор приобрел безупречную репутацию и колоссальный респект в глазах потребителя.


И ПЕРВЫЕ СТАНУТ ПОСЛЕДНИМИ


Увы, в девяностые годы японцы поступили не лучшим образом. Компания сделала ставку на собственный аудиоформат ATRAC и новые носители MiniDisc. Работа в этих направлениях вполне могла обернуться успехом. MiniDisc был существенно меньше обычных CD, следственно, как и сами плееры для них. Первый плеер на новых носителях, Sony Walkman MD MZ1, был компактен в сравнении с первыми CD-моделями. Но стоил непомерно высоких денег — 750 долларов.

В целом неплохую затею постигло фиаско. В Японии новое изобретение было встречено довольно тепло, но неподатливый американский рынок категорически отверг новое творение Sony. Продажи мини-дисков в России были более чем скромными, если не сказать что совсем нулевыми.

© Василиса Данилова

Для Www.Mobimag.Ru


В начало


Графика и звук | Аудиоплеер (кассетный)



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика