ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории

Программирование | Qt



qt, кт, кутэ, q-t, cute, quasar, technologies

Qt (кьют) как «cute» или неофициально Q-T (кью-ти)) — кроссплатформенный фреймворк для разработки программного обеспечения на языке программирования C++.


Как всё начиналось?


Средства разработки Qt впервые стали известны общественности в мае 1995 года. Первоначально Qt разрабатывалось Хаарвардом Нордом(исполнительный директор) и Айриком Чеймб-Ингом(президент), которые познакомились в Норвежском институте технологии г. Тронхейм.

Когда Хаарвард был привлечён шведской компанией к разработке интерфейса на С++, он стал проявлять интерес к разработке графического пользовательского интерфейса. А спустя два года (летом 1990г.) Хаарвард и Айрик работали вместе над разработкой на С++ приложения для баз данных ультразвуковых изображений. Эта система должна была предоставлять графический пользовательский интерфейс в системах Unix, Macintosh, Windows. Однажды летом два программиста вышли на улицу позагорать, и когда они присели на скамейку в парке, Хаарвард сказал: «Нам нужна объектно-ориентированная система отображения». Последующая дискуссия стала интеллектуальной основой объектно-ориентированной меж платформенной системы разработки графического пользовательского интерфейса, к созданию которой они вскоре и приступили.

В 1991 году Хаарвард начал писать классы, которые фактически образовали Qt, причём проектные решения принимались совместно с Айриком. В следующем году Айрику пришла идея «сигналов и слотов» — простой, но мощной парадигмы программирования GUI, которая в настоящее время заимствована некоторыми другими инструментами. Хаарвард воспринял эту идею с восторгом и реализовал её. К 1993 году Хаарвард и Айрик разработали первое графическое ядро Qt и могли создавать собственные виджеты. А в конце этого года Хаарвард предложил совместно заняться бизнесом и построить «самые лучшие в мире инструментальные средства разработки на С++ графического пользовательского интерфейса».

Но начало 1994 года не предвещало ничего хорошего, когда два молодых программиста собирались выйти на установившийся рынок, не имея ни заказчиков, ни законченного продукта, ни денег. К счастью, жены обоих имели работу и могли поддержать своих мужей в течение двух лет, которых, как считали Айрик и Хаарвард, будет достаточно для разработки программного продукта, позволяющего начать зарабатывать деньги.


История названий


Буква «Q» была выбрана в качестве префикса классов, поскольку эта буква имела красивое начертание в шрифте Emacs, которым пользовался Хаарвард. Была добавлена буква «t», означающая «toolkit»(инструментарий). Компания зарегистрирована 4 марта 1994 года и по началу называлась «Quasar Technologies», затем «Troll Tech», затем «Trolltech», а теперь просто «Qt Software» после покупки компании фирмой Nokia.


Как всё развивалось?


В апреле 1995 года через посредничество одного университетского профессора, знакомого Хаарварда, норвежская компания «Metis» заключила с ними контракт на разработку программного обеспечения на основе Qt. Примерно в это же время «Trolltech» приняла на работу Арнта Гулдбрансена, которые в течение своих шести лет работы в этой компании продумал и реализовал оригинальную систему документирования, а также внёс определённый вклад в программный код Qt.

qt, кт, кутэ, q-t, cute, quasar, technologies

20 мая 1995 года Qt 0.90 был установлен на сайте sunsite.unc.edu. Спустя шесть дней о выпуске этой версии было объявлено на comp.os.linux.announce. Это была первая публичная версия Qt. Qt можно было использовать в разработках как Windows, так и Unix, причём программный интерфейс был одинаковый на обеих платформах. С первого дня предусматривались две лицензии применения Qt: коммерческая лицензия предназначалась для коммерческих разработок, и свободно распространяемая версия предназначалась для разработок Open-source проектов. Контракт с «Metis» сохранил компанию на плаву, хотя в течение долгих 10-ти месяцев не было продано ни одной коммерческой лицензии Qt.

В марте 1996 года Европейское управление космических исследований стало вторым заказчиком Qt, которое приобрело десять коммерческих лицензий. Верящие в удачу Айрик и Хаарвард приняли на работу ещё одного разработчика. Qt 0.97 был выпущен в конце мая, и 24 сентября 1996 года вышла версия Qt 1.0. К концу этого года вышла версия Qt 1.1; восемь заказчиков — все их разных стран — приобрели в общей сложности 18 лицензий. В этом году был также основан Маттиасом Эттричем проект KDE.

Принятое Маттиасом решение по применению Qt для построения KDE помогло Qt стать фактическим стандартом по разработке на С++ графического пользовательского интерфейса в системе Linux. Маттиас присоединился к «Trolltech» в 1998 году, и последняя значимая версия Qt первого выпуска, 1.40, появилась в сентябре того же года. Qt 2 имела новую лицензию для открытого исходного кода — Q Public License(QPL), которая соответствовала Определению открытого исходного кода. В августе 1999 года Qt выиграла премию журнала «Linux World» за лучшую библиотеку или инструментальное средство. Примерно в это же время была образована компания «Trolltech Pty Ltd»(Австралия).

Qt 3.0 была выпущена в 2001 году. Qt теперь работала в системах Windows, Mac Os X, Unix. Qt 3.0 содержала 42 новых класса, и объем её программного кода превышал 500 000 строк. Qt 3 представляла собой важный шаг вперёд по сравнению с Qt 2, которая, в частности, значительно улучшила поддержку локализации и кодировки Unicode, ввела совершенно новые виджеты по просмотру и редактированию текста и класс регулярных выражений, аналогичных применяемым языкам Perl. Qt 3.0 была удостоена премии «Software Development Times» в категории «Высокая продуктивность» в 2002 году.

qt, кт, кутэ, q-t, cute, quasar, technologies

Летом 2005 года была выпущена Qt 4.0. Имея около 500 классов и более 9000 функций, Qt 4 оказалась больше и богаче любой предыдущей версии; она была разбита на несколько библиотек, чтобы разработчики могли использовать только нужные им части Qt. Версия Qt 4 представляет собой большой шаг вперёд по сравнению с предыдущими версиями; она содержит полностью новый набор эффективных и простых в применении классов-контейнеров, усовершенствованную функциональность архитекторы модель/представление, быстрый и гибкий фреймфорк графики 2D и мощные классы для просмотра и редактирования текста в кодировке Unicode, не говоря уже о тысячах небольших улучшений по всему спектру классов Qt. Qt 4 является первой версией Qt, доступной на всех поддерживаемых платформах как для коммерческой разработки, так и для разработки с открытым исходным кодом.


Заключение


Со дня образования компании популярность Qt постоянно росла, и она продолжает расти в наши дни. Этот успех является отражением качества Qt, так и того удовольствия, которые разработчик получает при его использовании. Постепенно Qt превратилась из «секретного» программного продукта, известного только группе профессионалов, в продукт, которым пользуются по всему миру тысячи коммерческих заказчиков и десятки тысяч разработчиков приложений с открытым исходным кодом.

© kool

Источники:

Жасмин Бланшет Марк Саммерфилд «Qt4: программирование GUI на С++»


В начало


Программирование | Qt



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика