ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: мир игр. Игровые автоматы, аркады, приставки, консоли, портативные игровые устройства, симуляторы, эмуляторы, игры

Игровые приставки | Nintendo 64 (N64). История приставки



Приставка Nintendo 64 (N64)

Nintendo 64, также Ultra 64 и N64 — 64-разрядная игровая приставка, разработанная японской компанией Nintendo совместно с Silicon Graphics, третье детище Nintendo в сфере домашних видеоигровых систем.

Во время разработки N64 получила кодовое имя «Project Reality», которое «родилось» внутри компании Nintendo после сообщений о том, что приставка будет способна генерировать графические изображения на уровне с передовыми компьютерами тех лет. Спустя время название аппарата меняется на Nintendo Ultra 64, указывая на 64-битный процессор.

Первые фотографии этой игровой системы появились ещё в июне 1993 года в американской прессе. В начале мая 1995 года компания Nintendo объявила о завершении разработки новой игровой приставки Ultra 64 и что система поступит в продажу в апреле следующего года. Желание не спешить с выходом на рынок компания объяснила желанием дать разработчиком игр дополнительное время для того, чтобы они смогли добиться максимальной эффективности при работе с новой системой и создать игры нового типа.

Анонс приставки был сделан незадолго до начала игровой выставки E3, но впервые она была показана позднее, 24 ноября 1995 года как Nintendo Ultra 64 на седьмой Шошинкайской выставке программных продуктов в Японии.

1 февраля 1996 года за 5 месяцев до официального релиза в Японии, Nintendo отбрасывает из названия «хвост», состоящий из слова «Ultra» и 23 июня 1996 года в Японии выходит в продажу просто Nintendo 64. На североамериканский рынок приставка поступает 29 сентября 1996 года, ещё чуть позже 1 марта 1997 года домашнюю игровую систему встречают в Европе и Австралии, и, наконец, 1-го сентября, почему-то спустя полгода, приставка выходит во Франции. В Японии и Северной Америке приставка была запущена с двумя играми: Super Mario 64 и Pilotwings 64. В Европе приставка вышла с плюшкой: в комплекте шла третья игра – Star Wars: Shadows of the Empire. Цена приставки при поступлении в продажу ~200$.

Nintendo 64 была разработана компанией Silicon Graphics Inc. и стала первой консолью, поддерживающей MIP-текстурирование (метод текстурирования, заключающийся в использовании нескольких копий одной текстуры с разной детализацией) и сглаживание (технология, используемая для устранения эффекта «зубчатости», «пиксельности»). Проблемы в приставке тоже были, например, нехватка памяти для хранения текстур (память картриджей и системная память). Сие вынудило разработчиков применять текстуры с небольшим разрешением, которые, в свою очередь, были очень сильно смазаны применением bilinear фильтра (извлечение нескольких пикселей исходной текстуры с последующим усреднением их значений для получения окончательного значения пикселя).

N64 стала последней игровой системой применявшей картриджи для хранения игр, новые приставки тех лет уже использовали компакт-диски. Впрочем, картриджи обладают важными достоинствами, например, ROM-картриджи обладают высокой скоростью загрузки, что позволяет избежать соответствующих экранов загрузки, которые присутствуют, к примеру, на Playstation, но отсутствуют на N64. Также, по той причине, что ROM-картриджи довольно сложны и дороги при подделке, это позволяло бороться с пиратством, в отличие от тех же CD, которые скопировать уже в то время не составляло особого труда. Ещё из плюсов: в картриджи можно было добавлять дополнительные чипы, которые позволяли наделить необходимыми свойствами устройство при разработке новых игр. Идея не нова, данная технология уже применялась в Super NES. Ну и, пожалуй, самое главное: многие картриджи включали в себя батарейку, тем самым позволяя сохраняться прямо в картридж, благодаря чему можно было обойтись без дорогостоящих внешних карт памяти. Помимо того, в Nintendo 64 была реализована функция записи сохранений игры на картридж, к джойстику приставки можно было подключить съёмное устройство Controller Pak, на который можно было записать сохранения в играх, поддерживающих данное приспособление. Controller Pak позиционировался как устройство для обмена игровыми достижениями между пользователями консоли.

Nintendo ещё с 1988 года пыталась перейти на компакт-диски в качестве носителя для игр, когда подписала договор с компанией Sony о разработке CD-ROM дополнения для Super NES. Спустя время Nintendo расторгла договор, условия были слишком невыгодными - Sony настаивала на выплате ей всех доходов, поступающих от лицензирования игр, выходящих на CD, а также планировала выпустить симбиоз SNES/CD-ROM в одном устройстве, которое должно было получить теперь уже знакомое каждому уху в мире имя - Playstation. Чуть позже Sony назвала этим именем свою 32-битную приставку, чтобы тем самым позлить Nintendo, да уж троллинг 80-го уровня… Nintendo пыталась судиться со своими соотечественниками, но безрезультатно. Ещё позднее были попытки сблизиться с нидерландской компанией Philips для разработки SNES CD-ROM, однако и тут это не удалось по разным причинам.

Итак, в N64 выбор остановился на картриджах. Позже стали применять более объёмные ROMы, однако решение было запоздалым и чрезмерно дорогим. А ведь в это время такие извечные соперники Nintendo, как Sega и Sony, уже вовсю применяли в своих приставках CD диски, производство и распространение которых были дешевле. Сие, разумеется, положительно сказалось на цене разработки и продажи игр. Как результат, многие разработчики игр, которые традиционно поддерживали Nintendo, отныне стали переходить к конкурентам, ибо разработка игр для приставок на CD «обещала» бОльшую прибыль. Кульминация битвы дисков против картриджей подошла с выходом игры Final Fantasy VII. Несмотря на то, что все 6 частей до этого выходили на платформах от Nintendo, продюсер Squaresoft предпочёл выпустить седьмую часть на Playstation. Разработка картриджа для N64 стоила в 250 раз дороже стоимости обычного компакт-диска! В результате диски для Playstation редко стоили дороже 50$, а картриджи на N64, порой, пробивали отметку 80$.

Однако, несмотря ни на что, компания Nintendo поддерживала систему и делала это неплохо. По итогам, в конце эры третьего поколения приставок игровая система Playstation заняла первое место (51%), в то время как N64 второе (40%), что не так уж плохо. Успех N64 обусловлен наличием уже раскрученных брендов, созданных для более ранних приставок Nintendo. Кроме того, Nintendo смогла привлечь более старшую аудиторию благодаря наличию таких игр как Doom 64, GoldenEye 007, Resident Evil 2, Shadow Man и Quake II.

В 1997 году на полки магазинов поступил Rumble Pak, подключаемый к джойстику N64 и добавляющий к нему функцию вибрации. Различные версии устройства выпускались также для игровых консолей Nintendo DS и Nintendo DS Lite. После выпуска Rumble Pak функция вибрации, изначально встроенная в джойстики, стала стандартной для большинства игровых систем.

Джойстик Nintendo 64  с подключённым аксессуаром Rumble Pak
Джойстик Nintendo 64 с подключённым аксессуаром Rumble Pak

1 декабря 1999 года в продажу на территории Японии поступило устройство Nintendo 64 DD (64DD), периферийное устройство для игровой приставки Nintendo 64, игры к которому распространялись на магнито-оптических дисках. Оно подключалось через дополнительный порт с нижней стороны приставки и позволяло использовать на N64 магнитные диски размером 64 мегабайта для расширенного хранения данных. Несмотря на то, что о запуске этого устройства впервые было заявлено ещё до запуска N64, 64DD превратился в настоящий долгострой компании. В конечном счете это устройство было выпущено в Японии, когда популярность консоли пошла на спад. В итоге, устройство было признано коммерчески неудачным, потому в США и Европе было решено его не запускать.

В 2001 году на смену Nintendo 64 пришла игровая система GameCube, но даже на ней Nintendo отказалась использовать передовую CD технологию. Она использовала хотя и основанные на технологии DVD, однако абсолютно несовместимые с обычными приводами оптические диски для GameCube, чем напомнила аналогичную «болезнь» компании Sony – любовь к созданию уникальных носителей информации…

© greenmile

В начало


Игровые приставки | Nintendo 64 (N64). История приставки



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика