ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: история разного рода коммуникаций - интегрированные устройства, протоколы передачи данных, радио. Развитие и перспективы

Коммуникации | Таксофон



payphone, pay, phone, таксофон

Таксофон, телефон-автомат, телефон общего пользования, телефонная будка, автомат , устар. уличный телефонтелефонный аппарат общего пользования. Оплата может производиться при помощи монет, жетонов или телефонных, дебетовых либо кредитных карт.

В Советском Союзе использовались таксофоны местной (городской и сельской) связи (ТГС), междугородной связи (TM).


История


Определить дату появления в нашей стране таксофона помогла публикация в газете «Русский листок». В номере 177 этого издания от 30 июня 1903 года сообщалось: «В Ораниенбауме, в почтовой телеграфной конторе, открыта для всеобщего пользования переговорная станция с автоматическим телефонным аппаратом, действующим при опускании в него 15-копеечной серебряной монеты. Плата за вызов желаемого абонента 15 копеек и за 3 минуты переговоров с ним также 15 коп. Если просимый абонент занят, при нажимании особой кнопки опущенная в аппарат монета выпадает обратно».

Вряд ли задумывались первые абоненты о том, какая долгая жизнь уготована этому устройству и как далеко спустя годы продвинется аппарат в своих возможностях.


Первый таксофон был представлен в 1890 году на Всемирной выставке в Париже. В том же году в американском городе Хартфорде установили общественный телефон, плату за пользование которым собирал контролер.

Создателем телефона-автомата принято считать жителя американского штата Кон-нектикут Уильяма Грея. Когда в 1889 году у него заболела жена, будущий изобретатель потратил немало сил и времени на то, чтобы вызвать врача. Грею пришлось упрашивать местного владельца телефонного аппарата разрешить ему сделать столь необходимый звонок. Не многие жители США в то время могли позволить себе домашний телефон.

Проблему оперативного доступа к телефонной связи пытались как-то решить. В ряде городов американского континента еще в 70-е годы XIX века открыли платные телефонные станции. Внедряли также беспроигрышный способ расчета с абонентами: дежурный телефонной службы сопровождал клиента до телефонной кабинки, соединял с нужным номером и запирал, до тех пор пока не получит необходимую сумму в счет оплаты. Таким несовершенным сервис в области связи оставался многие годы, пока Грей не поставил перед собой цель создать телефон, который смог бы выполнять функции кассира.

Первоначальный вариант устройства, предложенного изобретателем, был лишь прообразом известного во всем мире таксофонного аппарата. Не лишенный недостатков аппарат необходимо было совершенствовать. Но это не смущало изобретателя. В 1891 году Грей учредил собственную телефонную компанию, неустанно трудился, при этом не забывал своевременно получать патенты на свои изобретения. Открытое им дело оказалось весьма прибыльным: число телефонов-аппаратов в стране стремительно увеличивалось.

Неотъемлемая часть таксофона — кабина, или телефонная будка, которая, кстати, появилась намного раньше телефона-автомата. Соорудил ее ученый Т.Уотсон, помогавший А.Беллу, создателю телефона, проводить эксперименты. В 1883 году Уотсон представил телефонную будку из натурального дерева. Кабина для разговора по телефону была оборудована вентилятором и подставкой, на которой размещалась чернильница с пером.

В начале XX века первые телефонные автоматы появились в Москве и Санкт-Петербурге. В 1909 году 17 таксофонов были установлены за пределами российской столицы. Таксофонный парк России быстро увеличивался. В конце 30-х годов XX века было принято решение об установке специальных комплектов для подключения телефонов-автоматов (назывались эти комплекты таксофонными пятисотками). В 1938 году в Москве открылся первый таксофонный переговорный пункт общего пользования. К началу Второй мировой войны в распоряжении москвичей было около 3 тыс. те-лефонов-автоматов, сегодня — свыше 20 тыс.

Также успешно в первой трети прошлого столетия таксофонная сеть развивалась и в Северной российской столице. Однако после блокады потребовались огромные усилия, чтобы возродить таксофонное дело в городе на Неве. «Золотым временем» таксофонов питерские связисты называют 80-е годы прошлого века, когда в Петербурге эксплуатировалось свыше 10 тыс. телефонов-автоматов. Однако спустя 20 лет их было уже около трех тысяч.

В настоящее время таксофоны все больше и больше вытесняются мобильными телефонами. В 2012 году Министерство связи России решило полностью от них отказаться. В некоторых других странах остаётся густая сеть таксофонов, которыми население продолжает активно пользоваться, так в США на 2012 год существует 305 тысяч телефонов-автоматов, из которых делается около 50 миллионов звонков в год.

© Связист

Для Sviazist.Nnov.Ru.


В начало


Коммуникации | Таксофон



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика